Ваш необычный малыш: как научить ребёнка-левшу читать и писать

Левшей не переучивают «на правую руку» уже давно. Врачи, учёные, педагоги в один голос твердят о том, что леворукость – это просто индивидуальная особенность человека, такая же, как, например, веснушки, форма носа, цвет глаз. Несмотря на это, тем, кто пользуется левой рукой чаще, чем правой, до сих пор приходится очень непросто в «праворуком мире».

У правшей ведущим является левое полушарие. Оно ответственно за логику, анализ, рациональное и пространственное мышление, речь. У левшей же роль «главного» на себя берёт правое полушарие – ему «подвластны» образное мышление, интуиция, восприятие картины происходящего в целом, а не в отдельных деталях. Там же «живут» творческие способности и воображение. Именно поэтому считается, что среди леворуких много талантливых людей. Это подтверждают и примеры из истории: Исаак Ньютон и Людвиг ван Бетховен, Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн были левшами.

О причинах леворукости исследователи спорят до сих пор. Предполагают, что она обусловлена генетически или появляется на этапе внутриутробного развития, а может быть, возникает как компенсаторный механизм, когда в тонких настройках сложнейшей системы мозга что-то пошло не по плану. Но так или иначе, 10–15% населения планеты – левши. 

Правая или левая?

Сказать точно, какая рука у ребёнка ведущая, можно только к 4–5 годам, когда координация движений становится более совершенной и малыш начинает выполнять простые бытовые действия. 

Обратите внимание, в какой руке он держит ложку, расчёску, зубную щётку, карандаш, ножницы, игрушки – скорее всего, та рука и есть «главная». Чтобы убедиться, что у вас растёт маленький левша, попросите его бросить небольшой мячик, построить башенку из кубиков, постучать игрушечным молотком (леворукие дети делают это левой), похлопать в ладоши (ведущая рука у левшей оказывается сверху). 

Если ваш малыш – левша, в дошкольном возрасте и начальных классах вам придётся уделять ему больше внимания, чем родителям праворуких детей. Из-за того, что у ребёнка левое, «аналитическое» полушарие является «второстепенным», он развивается по-другому, а, следовательно, и подход к воспитанию и обучению должен быть несколько иным. 

Учим левшу читать

Из-за сложностей с ориентацией в пространстве леворукие дети сложнее запоминают буквы, могут путать Я и R, И и N, Е и Э, пытаются читать справа налево или вообще с середины слова. Объяснения в духе «кружочек у Р смотрит вправо» с этими малышами не работают.

Зато левши – кинестетики, то есть лучше всего воспринимают информацию через осязание и движение. Этим и нужно пользоваться при обучении.

Пусть он выкладывает буквы из счётных палочек, фасоли или камешков, лепит из пластилина, обводит пальчиком. Для обучения таких детей подойдут пособия, в которых буквы можно брать в руки и производить с ними какие-то действия: кубики Зайцева и Чаплыгина, «Теремки» Воскобовича и подобные им, карточки с объёмными буквами.

Можно превратить обучение в игру и рассказывать про каждую букву захватывающие сказки и истории – левши мыслят образами и букву-сказочного героя обязательно запомнят.

Чтобы малышу было проще ориентироваться на странице книги, заведите специальную линейку или закладку для чтения. Пусть он с её помощью следит за строчками.

Не забывайте, что такому ребёнку требуется больше времени, чтобы усвоить материал, поэтому не подгоняйте его. Разделите одну большую задачу на маленькие шаги и приступайте к следующему этапу, только после того как убедитесь, что предыдущий выучен полностью. 
 

Учим левшу писать

Если с чтением у левшей дело обстоит относительно просто, то чистописание им даётся с боем из-за своей «праворукости»: направление письма – слева направо, наклон букв – правый, образцы в прописях располагают слева – их не видно при письме, да и сами скорописные буквы предназначены для правшей. 

Чтобы адаптировать ребёнка к этому «праворукому» занятию, предстоит хорошенько потрудиться и вам, и ему.

Позаботьтесь о комфорте

Первое, с чего нужно начать, – это организация рабочего места. Свет должен падать справа под небольшим углом. Можно поставить два светильника – один направить прямо, а второй – вправо, чтобы тень от руки не закрывала строчку. 

Для левого локтя на столе должно быть достаточно места – он полностью лежит на столешнице. Учебник, если он нужен, располагаем справа, а тетрадь кладём так, чтобы левый нижний угол страницы находился напротив правого плеча – так получится сохранить «традиционный» правый наклон. 

Ручку леворукие люди держат точно так же, как правши, но пальцы располагают примерно на сантиметр выше. При желании можно приобрести специальные изогнутые ручки для левшей – они здорово облегчат жизнь и вам, и ребёнку. Обратите внимание на стержень – он должен быть тонким и писать при любом наклоне, а чернила обязательно выбирайте быстросохнущие, чтобы написанное не размазывалось.

Перед поступлением в школу посоветуйтесь с будущим классным руководителем, нужно ли вам покупать специальные прописи для левшей. Если решили, что устроят обычные, просите учителя дополнительно писать образцы в конце строки. В этом же разговоре можно обсудить, чтобы ребёнка постоянно сажали за парту с левой стороны. Так он и его сосед не будут мешать друг другу, и у обоих окажется достаточно места.

Пишем легко

Вот несколько советов, которые помогут упростить жизнь вам и вашему левше:

  • Не настаивайте ни на правильном наклоне, ни на неразрывном начертании. Получается наклон вправо? Отлично! Нет? Пусть буквы будут прямыми или смотрят влево – в школе ругать никто за это не будет. Согласно методическим рекомендациям Минздрава СССР от 1985 года (которые никто не отменял!), за наклон и почерк леворуким детям снижать отметки нельзя. Основная задача ребёнка – освоить правильное начертание букв. 
  • Как вы уже знаете, кинестетику-левше лучше один раз сделать самостоятельно, чем несколько раз услышать объяснение. Проще всего показать малышу, как пишется буква или её элемент, – это взять его руку в свою и написать вместе с ним. Да, родителю-правше придётся приспособиться, но оно того стоит!
  • Леворукие дети «зеркалят» буквы и целые слова, пытаются писать справа налево – это в норме бывает и у правшей. Обычно «отзеркаливание» исчезает к 9–10 годам, когда формируются межполушарные связи. 
  • Часто эти дети пропускают буквы, пишут лишние, зачёркивают и «разводят грязь» в тетрадках. Это происходит по двум причинам: во-первых, левши на первых порах пишут медленнее одноклассников, во-вторых, им трудно воспринимать информацию на слух. Не торопите малыша и просите его хотя бы шёпотом проговаривать слова, которые он пишет.
  • Ещё одна проблема, с которой приходится столкнуться родителям первоклассников-левшей, заключается опять же в нарушении пространственного мышления. Дети не замечают строчки, поля, границы тетрадных страниц. Буквы при этом получаются разной высоты и ширины, а строчки иногда продолжаются на второй странице тетради. На этапе подготовки к школе рисуйте стрелочки и флажки в начале и конце строки, чтобы малыш привыкал к «границам». Используйте тетради с крупными клетками и широкими строчками – в них проще поместить буквы.

Наберитесь терпения – рано или поздно кроха научится и читать, и писать, хотя ему и потребуется на это немного больше времени, чем сверстникам-правшам. Не пытайтесь его переделать и не подчёркивайте, что он особенный. Пусть чувствует себя рядом с вами обычным ребёнком, таким, как все. Внимания (а порой, и нездорового интереса) ему хватит от окружающих – даже взрослым левшам иногда приходится отвечать на нетактичные вопросы!