Игры со слогами – это не только развлечение, но и инструмент для развития речи, навыков чтения и восприятия слов у детей. Они расширяют словарный запас и делают процесс обучения весёлым! Более того, логопеды и педагоги рекомендуют такие игры для профилактики речевых нарушений и улучшения фонематического восприятия (то есть умения различать слоги и звуки в речи) у дошкольников.
Перед тем как приступить к играм, важно учитывать несколько факторов:
Логопеды рекомендуют такие игры, так как они развивают артикуляцию, улучшают дикцию и помогают преодолеть речевые нарушения, такие как дислексия или задержка речевого развития. А ещё в игровой форме ребёнок быстрее расширяет словарный запас. Регулярные занятия со слоговыми играми делают процесс обучения лёгким и максимально естественным. Во многие из этих игр можно играть дома, во время прогулки или поездки в машине, для этого не понадобятся никакие дополнительные материалы: только вы, ваша фантазия и, конечно, увлечённый малыш!
Примерно к трём годам дети начинают вовсю болтать, насколько это возможно: леопард может превратиться в баобаб, а черепаха звучать как пака. Главное, чтобы родители в этом словаре юного дарования разбирались. Дальше наступает ещё более интересный этап – ребёнок начинает баловаться со слогами, придумывая удивительные и очень смешные названия несуществующих слов. Когда вы заметили интерес к этому процессу, можно начинать вводить игры в слоги.
1. «Прыжок по слогам»
Самое время размяться! Прыгайте по очереди вместе с детьми!
Возраст: от 3 лет
Как играть. Чем-то напоминает игру в классики. На полу с помощью малярного скотча или на асфальте мелками рисуется дорожка, состоящая из нескольких клеточек. Ведущий называет слово, разбивая его на слоги, а ребёнок должен прыгать по клеточкам, произнося при этом соответствующий слог. Например: КО-РО-ВА. И три клеточки уже пройдено.
Рекомендация логопедов. Эта игра способствует развитию не только речевых, но и двигательных навыков. Учиться интереснее в движении!
Кому подойдёт: Детям, которым сложно усидеть на месте, и тем, кто лучше воспринимает информацию в игровой форме. В общем, всем дошколятам.
2. «Паровозик из слогов»
Игра для небольшой компании
Возраст: от 5 лет
Как играть. Первый игрок называет любой слог, например, «ну», второй игрок должен добавить к нему следующий слог и назвать получившееся слово, например, «нуга». Следующий участник придумывает слово, начинающееся с последнего слога предыдущего слова. Например, «газета».
Рекомендация логопедов: Эта игра улучшает навык фонематического анализа, что помогает детям быстрее отличать слоги на слух.
Кому подойдёт: Любознательным детям, которые любят соревнования.
3. «Найди лишний»
Взрослым тоже можно сыграть!
Возраст: от 5 лет
Как играть. Ведущий произносит цепочку слогов, среди которых один явно лишний. Например: «ма – па – са – ма – па». Задача не из лёгких, согласитесь! Ребёнок должен постараться определить, какой слог выпадает из логической цепочки.
Рекомендация логопедов. Эта игра тренирует внимательность и слуховое восприятие, а ещё развивает концентрацию и способность к анализу.
Кому подойдёт. Внимательным детям, склонным всё анализировать.
4. «Саймон говорит»
Игра для внимательных!
Возраст: от 4 лет
Как играть. Это вариация известной детской игры. Ведущий произносит команды, начиная со слов «Саймон говорит...». После этого ведущий может дать игрокам какое-то задание, например: «Саймон говорит: скажи слово на слог "ма"», его нужно обязательно выполнить. Если же команда дана без фразы «Саймон говорит», то смело игнорируем её! Можно играть в движении, перебрасывая мячик, а можно – сидя за столом.
Рекомендация логопедов. Игра требует концентрации и быстроты реакции, развивает внимательность и способность быстро реагировать.
Кому подойдёт. Детям, которые любят командные игры и достаточно внимательны.
5. «Добавь слог»
Можно играть вдвоём
Возраст: от 5 лет
Как играть. Это отличный вариант, чтобы играть, например, во время прогулки из садика до дома. Первый игрок произносит один слог (например, «ко»), а второй должен добавить к нему слог, чтобы в итоге получилось слово (например, «ко-ро-ва»). Так игроки продолжают по очереди.
Рекомендация логопедов. Игра способствует развитию правильного звукопроизношения, особенно у детей с нарушениями артикуляции.
Кому подойдёт. Детям, только начинающим читать.
Игры со слогами помогают детям не только быстрее научиться читать, но и развивают внимание, мышление и воображение. Логопеды рекомендуют родителям проводить такие игры регулярно, но без давления, в комфортной обстановке.