МЕТОДИКА ВЯЧЕСЛАВА ВОСКОБОВИЧА: ИГРАЕМ И ЧИТАЕМ

Один из «отцов» современной педагогики Ян Амос Коменский когда-то ввёл понятие «принцип природосообразности», согласно которому для каждого возрастного этапа характерна своя деятельность. Её в первую очередь нужно учитывать в обучении и воспитании. Если трёхлетнего малыша усадить за прописи для первоклашек, ничего хорошего из этого не выйдет – маленькие пальчики не справятся с палочками и крючочками, незрелый мозг трёхлетки не запомнит то, что доступно семилетним. Дошкольник не готов к «взрослой» учёбе ни интеллектуально, ни физически, ни психологически. Ведущая деятельность в возрасте 3–7 лет – это игра! В ней он познаёт мир, в ней развивается и растёт. И обучение в этот период должно проходить в игровой форме.

Именно принцип природосообразности использовал Вячеслав Воскобович при создании своей методики. Он не стал писать буквари и азбуки и составлять прописи. Он придумывал игры. Инженер-физик по образованию, Воскобович начал создавать игры для собственных детей ещё в начале 90-х годов прошлого века, а сейчас его игротека насчитывает уже около 50 развивающих пособий. 

Вячеслав Вадимович построил их на трёх «китах» – познании, интересе и творчестве. 

Ребёнок не просто учит буквы или цифры – он развивает мышление, речь, мелкую моторику, память, внимание, учится анализировать и рассуждать, создавать что-то новое. А интерес к учёбе в это время только усиливается! Одно дело – просто заучивать буквы, другое – отправиться в сказочное путешествие, участвовать в приключениях весёлых гномиков, помогать цирковым акробатам и зверушкам выполнять задания! 

Это побуждает малыша самого тянуться к знаниям. А учебный материал в процессе игры усваивается и закрепляется будто сам по себе, без зубрёжки и бесконечных повторений.

Игры Воскобовича для обучения чтению

«Коврограф Ларчик»

Для первого знакомства с буквами подойдёт «Коврограф Ларчик». Он представляет собой игровое поле из ковролина, разделённое на квадраты – так детям проще ориентироваться в пространстве (а заодно они привыкают к строчкам и клеткам школьных тетрадей). 

В комплекте к полю идут наборы верёвочек с липучками, зажимы, кармашки, забавные персонажи Слон Лип-Лип, Слоник Ляп-Ляп и весёлые гномы, карточки с буквами, цифрами, геометрические фигуры, стрелочки и методичка для родителей с игровыми ситуациями. 

Детям недостаточно просто показать букву, чтобы они её запомнили. Ребёнок должен использовать как можно больше каналов восприятия при изучении нового: увидеть, услышать, потрогать, обвести пальчиком и воспроизвести самому. 

Буквы выкладываются из верёвочек с липучками на поле – это может сделать взрослый, а малыш обводит их очертания пальчиком. Затем можно попросить ребёнка выложить такую же букву по образцу. А процесс знакомства с каждой буковкой сопровождаем «Верёвочкиной сказкой» с участием игровых персонажей – их можно найти в свободном доступе, использовать игровые ситуации из методички или сочинить самостоятельно. 


«Теремки»

Соединить две буквы в слог – это для ребёнка настоящая премудрость. Освоить её помогут сундучки и теремки с гласными и согласными буквами. В комплекте к игре прилагается методичка со сказкой и заданиями.

Ребёнок вкладывает сундучок в теремок и получает слоги, которые нужно не просто прочесть, а пропеть. Когда с составлением слогов уже не возникает трудностей, можно приступать к составлению слов. 

С помощью «Теремков» можно знакомить малыша со звуко-буквенным анализом (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), учить определять ударные и безударные слоги.

«Складушки»

Различать гласные и согласные звуки и составлять склады поможет игра «Складушки». Она представляет собой книжку с яркими картинками. На каждой её странице – два столбика складов и весёлая песенка (в комплекте – диск с озвучкой). Для родителей есть страничка с рекомендациями автора.

Взрослый и ребёнок рассматривают картинку и поют складовую песенку, указывая пальчиком на каждый склад. Как правило, ребятишки очень быстро запоминают забавные песенки-складушки, а задача мамы с папой – сделать так, чтобы малыш не только выучил склады, но и научился их показывать самостоятельно. 

На следующем этапе просим ребёнка показать отдельные склады, но уже без песенки. Если это сложно – тут же вспоминаем смешную складушку. Здесь тоже можно добавить игровой элемент и придумать интересную историю, например, про маленького котёнка, который очень хотел вырасти и попросил составить для него слово «кот». 

Справка: склады – минимальные части слова. Это: 

  • согласная + гласная («ма», «па») – открытый склад;
  • согласная с Ь и Ъ («сь», «съ»);
  • одна буква («о», «с») – отдельные гласные, отдельные согласные.

Например, в слове «паровоз» – 3 слога («па-ро-воз»), но 4 склада («па-ро-во-з»).

«Читайка на шариках»

На самом деле, «Читаек» не одна, а две. В «Читайке №1» Учёный Попугай помогает составлять слова, а в «Читайке №2» – важный Учёный Кот. Подойдут они для ребят, которые уже умеют читать целые слова. 

Забавная игра-конструктор не только способствует развитию речи, интеллекта, мелкой моторики, обогащению словарного запаса и логического мышления, но и стимулирует творческое начало в ребёнке. 

«Читайка» представляет собой четыре игровых поля из плотного картона, на которых изображены жёлтые, красные, зелёные и голубые шарики с буквами. Загибая уголки игрового поля, ребёнок получает в центре листа новые слова из трёх-шести букв. Таким образом в каждой «Читайке» можно составить около 130 слов. 

Игры-шнуровки с буквами «Ромашка», «Яблонька», «Парусник», «Снеговик»

Игры-шнуровки позволяют из одного длинного слова при помощи шнурка составлять новые слова покороче. Играя в такие, казалось бы, незамысловатые игры, ребёнок развивает мелкую моторику, пространственное и логическое мышление, а также подключает всю свою фантазию – ведь найти новые слова при ограниченном количестве букв надо ещё постараться!