КУБИКИ ЗАЙЦЕВА: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ НЕПОСЕД

Обучающей методике Николая Зайцева уже больше 30 лет. И за это время она завоевала если не всеобщую любовь, то довольно большую популярность среди педагогов и родителей. И не зря! Разрабатывая собственную систему, педагог-новатор Зайцев учёл все возрастные особенности будущих учеников. Маленькие дети не могут долго удерживать внимание на одном предмете, не способны сидеть длительное время на одном месте. Да и информацию воспринимают иначе, чем взрослые.

В чём суть методики Зайцева

За основу своих кубиков Николай Александрович взял не изучение отдельных букв и не слоговое чтение, а склАдовое по примеру Л.Н. Толстого и его «Азбуки для малых детей». Он утверждал, что органичнее всего делить слова не на слоги, а на склады. Даже лепет грудного ребёнка чаще всего состоит не из отдельных звуков, а именно из складов – сочетания двух звуков: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

В то время как слоги могут быть разной длины и состоять из любого количества букв («по-лёт», «на-верх», «здравст-вуй»), склад – это одна-две буквы, не больше («по-лё-т», «на-ве-р-х», «з-д-ра-в-с-т-ву-й»). Состоит он из сочетания согласной и гласной, отдельной гласной/согласной либо согласной с твёрдым или мягким знаком.

В процессе обучения ребёнку не нужно запоминать отдельные буквы, он учит сразу целые склады, тем самым минуя самый сложный этап – соединение двух букв в слог. 


Чем кубики Зайцева отличаются от других кубиков с буквами

Пособие представляет собой набор из 61 кубика из картона, 10 плакатов, диска с попевками и довольно толстой методички для педагогов и родителей. Кубики отличаются между собой по размеру, форме и цвету – и это не просто так.

На каждой грани кубика – буква или возможные склады с ней, например: «м», «ма», «мо», «му», «мы», «мэ», «мь», «мя», «мё», «мю», «ми», «ме».

  • Серые кубики – «железные» и имеют наполнитель из металлических крышечек. На них изображены звонкие согласные и склады с ними.
  • Коричневые – это «деревянные». Они, соответственно, наполнены маленькими брусочками из дерева. Предназначены для складов с глухими согласными.
  • Жёлтые кубики – «золотые», наполнитель в них из металла, но при встряхивании звучит иначе, чем в «железных», а нарисованы на «золотых» кубиках гласные буквы.
  • Белые – пустые внутри, с зелёными знаками препинания, значком ударения и аббревиатурой «ЗБ» – заглавная буква. 

А ещё все кубики делятся на большие и маленькие. Большие – для твёрдых согласных и гласных А, О, У, Э, Ы. Маленькие – гласные Я, Е, Ё, Ю, И и склады с ними. Есть и несколько прямоугольных кубиков – для шипящих и Ц. 

Трёх-семилетнему малышу ещё сложновато осмыслить абстрактные понятия «звонкий-глухой», «твёрдый-мягкий», «гласный-согласный». Абстрактное мышление у дошколят не сформировано, а вот наглядно-действенное уже есть, наглядно-образное – в процессе развития. И такие разные кубики для них – это наглядный и осязаемый пример того, что звонкие согласные – звенят, как железо, глухие – стучат, как дерево. Гласные – «золотые» и тоже звенят, но иначе. 

Что касается разного размера кубиков, то смысл тут вот в чём: когда мы произносим А, О, У, Э, Ы, мы широко открываем рот, челюсть опускается вниз, объём резонатора – большой. Малышу можно сказать, что это – «большие» гласные. И склады с ними «большие».

Если мы хотим произнести Я, Ё, Ю, Е, И, то почти не открываем рта, а язык не отводим далеко назад. Получается «маленький» звук и «маленький» склад.

Методика обучения: принципы

Опираясь на возрастные особенности детей, Николай Александрович выделил следующие ключевые моменты в своей методике:

  • Не нужно усаживать малыша за стол, парту или заставлять сидеть смирно всё занятие. Пусть он бегает по комнате, лежит на полу, пусть даже висит на шведской стенке или стоит на голове! Если усадить маленького непоседу, своё внимание он будет тратить на поддержание дисциплины, которой вы от него требуете, а на учёбу его уже не хватит. 
  • Никакой «обязаловки»! Не говорите крохе «Пойдём учиться!» Предложите ему поиграть и попеть песенки! Дошколята познают новое в игре – так уж устроена их психика.
  • Пусть малыш видит все кубики сразу, пусть набор целиком будет у него перед глазами. Мы же не прячем от него весь окружающий мир, чтобы он познавал его по частям! Разрешите ребёнку брать кубики в руки, трясти их, бросать, играть – двух-трёхлетним детям именно так и нужно начинать знакомство с ними. При этом задействуется не только зрение, но и слух, осязание, мышечная память.
  • Обращайте внимание на настроение своего дошкольника, если устал – прекращайте занятие. Уроки не должны быть в тягость, иначе позже малыш начнёт от них отказываться. Не торопитесь с изучением новых складов, пока пройденные не усвоены до конца, и выстраивайте учебный процесс в том темпе, который удобен ребёнку.
  • Не забывайте про системность и регулярность занятий – пусть это будут не положенные 20, а 10 минут, но ежедневно.
  • Таблицы вешаются на стены на высоте 1,7 м, кубики располагаются на полках вдоль стены. Пусть ребёнок пользуется длинной указкой, чтобы показывать нужные склады – с ней он сможет охватить взглядом всё поле. Такой подход направлен на сохранение зрения и осанки маленьких учеников.
  • Обязательно пойте с малышом весёлые и ритмичные песенки-попевки! С их помощью он гораздо быстрее запомнит склады, чем при проговаривании. 
  • Методика подходит для обучения детей от 2 до 7 лет, но заниматься по ней можно и с полуторагодовалыми!

Игры и упражнения с кубиками Зайцева 


1.    Найти нужный склад

Попросите малыша отыскать на кубике нужный склад. Например, «бы». Задача ребёнка – найти нужный кубик и склад «бы» на нём. Если не получилось сразу, просите его озвучивать склады, которые он видит: «ба-бо-бэ-бу-бы». 

Второй вариант упражнения – ребёнок поворачивает кубик, показывая склады, а взрослый их пропевает.


2.    Дописать слово

Начинать лучше со слов с повторяющимися слогами-складами. Предложите крохе написать слово «мама». Поставьте кубик со складом «ма» и попросите ребёнка найти такой же. Не забудьте похвалить его: он совсем как взрослый, он написал слово! Постепенно усложняйте задачу.

3.    Построить паровозик

В голове «паровозика» можно поставить небольшую игрушку, за ней – первый «вагон», «золотой» кубик с гласной буквой. А дальше предложите малышу найти все склады с той же гласной и выстроить длинный паровоз: «а-ба-ма-та-га» и так далее. Когда все «вагончики» на месте, попросите ребёнка озвучить их.

Упражнение можно разнообразить – если надоел паровозик, стройте башенку!


4.    Братья и сестрички

Расскажите крохе сказку: на самом деле, маленькие и большие кубики – это родные братья (или сестрички). Младший братик большого кубика со складами «ла-ло-лы-лэ-лу» – кубик «ля-лё-ли-ле-лю». Оба кубика поставьте гранями, на которых написаны склады «ла» и «ля» и попросите малыша найти ещё несколько пар кубиков.


5.    «Начинается на “ко”!»

Выберите любой кубик, например с буквой К, и попросите ребёнка вспомнить слова, которые начинаются на «ко»: «корова», «коза», «кора», «кошелёк». Пусть малыш с вашей помощью составит из кубиков все эти слова.


6.    «Прочитай и угадай»

Поставьте перед ребёнком несколько предметов, название которых ему знакомы. Например, чашку, карандаш, книгу. Составьте из кубиков названия предметов. Если малыш прочитал слова, соответствующие предметы он может забрать себе.


7.    Цепочки

Упражнение похоже на игру в слова, только слова подбираются не по последней букве, а по последнему складу предыдущего слова. Например, вы составляете слово «дерево», а ребёнок должен написать «вода». Вы, в свою очередь, пишете «далеко» и предлагаете малышу вспомнить и составить слово на «ко».


8.    Несуществующие слова

Взрослый вместе с ребёнком соединяют кубики в случайном порядке и получают новые, необычные и смешные слова. Это очень весело! Главное – правильно их прочесть.


9.    Словечки-перевёртыши

Покажите малышу фокус: как, меняя всего один склад в слове, можно получить новое слово. Например: «Маша – каша – Катя – тётя – Тёма – мама». Можете составлять слова по очереди, и тогда упражнение превратится в увлекательную игру.

 

Минусы и плюсы методики Зайцева

Педагоги отмечают несколько объективных недостатков этой методики – в основном из-за того, что принципы её идут вразрез с традиционной системой обучения:

  • В школе детям, которые учились читать по кубикам Зайцева, труднее научиться делить слова на слоги – они по привычке видят в них склады. Когда дело доходит до морфологического разбора слова, у таких детей также возникают сложности.
  • Ребятишки, которым разрешали бегать и играть во время занятий, не приучены к школьной дисциплине. У них не сформировался рефлекс: «идёт урок – нужно сидеть смирно». Родителям «зайцевских» первоклассников придётся обратить внимание на этот момент.

Однако о кубиках Зайцева есть много и заслуженно восторженных отзывов от родителей и педагогов. Благодаря им у детей формируется фонематический слух, они быстрее начинают читать, впоследствии легче усваивают понятия «гласный-согласный», «звонкий-глухой», «твёрдый-мягкий». Обучение проходит в игровой форме, ребёнок меньше устаёт, в том числе из-за того, что его не заставляют всё занятие сидеть неподвижно, а осанка и зрение не страдают.