Навык чтения настолько ключевой и необходимый, что многие родители стремятся развить его у малыша с первых лет. Научиться чтению с нуля нелегко: именно поэтому издавна педагоги разрабатывают различные методики, многие из которых уже проверены временем и детьми. Так что самим ничего изобретать не надо – мы расскажем о самых популярных и эффективных!
Именно этот известный всем подход в обучении чтению используют в современных школах. Он старый, но очень действенный!
Система предлагает последовательный подход к освоению чтения, как бы по ступенечкам выделяя несколько этапов: звуки – буквы – слоги – слова – словосочетания – предложения. Такой подход является вполне логичным: сначала ребёнок учится распознавать звуки, находит соответствие им в алфавите, выстраивает буквы в слоги и так далее.
Впрочем, весёлым такой подход точно не назовёшь: он требует умственной вовлеченности и сосредоточенности, а потому подходит для детей постарше (около 5–6 лет).
Плюсы:
● Прост на практике.
● Не требует дополнительных предметов (например, кубиков).
● Эффективен.
Минус:
● Не подходит для малышей, поскольку предполагает усидчивость, глубокую вовлечённость и реальный процесс учёбы, к которому многие дети не готовы.
Одна из самых популярных методик в обучении чтению – это кубики Зайцева. Примечательна эта методика, прежде всего, тем, что обучение такому нелёгкому делу происходит в игровой форме.
В основе методики Николая Зайцева лежит популярный метод обучения через склАды. Этот подход часто путают с чтением по слогам, но если слоги могут состоять из двух и более букв (а самый длинный слог аж из восьми – «вскользь»), то склады – минимальные части слова. Это:
● согласная + гласная («ма», «па») – открытый склад;
● согласная с Ь и Ъ («сь», «съ»);
● одна буква («о», «с») – отдельные гласные, отдельные согласные.
Например, в слове «яблоко» – 3 слога («яб-ло-ко»), но 4 склада («я-б-ло-ко»).
Подход Зайцева очень комплексный и интересный для ребёнка: это 61 кубик разных цветов и размеров, на них изображены склады. Более того, в кубиках есть различные наполнители – то есть они ещё и звуковые! Малышу нужно озвучить склад, а затем собрать из нескольких складов слово! Иногда слова получаются очень смешные.
Комбинируя кубики, можно придумать множество весёлых и познавательных игр: малыш и не поймёт, что его учат – настолько увлекательным получится занятие!
Плюсы:
● Подходит для малышей (обучать можно уже с одного годика), поскольку подразумевает увлекательную игру.
● Ребёнок легко запоминает буквы и привыкает самостоятельно «строить» из них слова.
● Кубики не надоедают со временем, потому что с ними можно придумать много игр.
Минусы:
● В школе ребёнку придётся переучиваться.
● Это довольно дорогостоящие пособия, а делать кубики самостоятельно – трудоёмкое занятие, да и потратить деньги на цветную печать, картон, бумагу и прочее всё равно придётся.
Более простой может показаться ещё одна складовая методика – кубики Чаплыгина. Принцип похож на методику Зайцева, но метод и подход совсем другие. А ещё кубики здесь закреплены и вращаются на своей оси, позволяя комбинировать слова.
Для детишек постарше есть более сложная, но весьма интересная методика: запоминать написание слов. Ребёнку показывается простое слово, а затем озвучивается. При таком методе малыш не столько учится складывать буквы в слова, сколько просто их запоминает.
Методика пришла из Америки в виде карточек Домана: идея в том, что ребёнку показываются карточки с простыми словами (например, «кот»), мама читает слово и просит малыша повторить, глядя на карточку. Делается это для того, чтобы ребёнок просто запоминал и сопоставлял звучание слова и его написание.
Хотя метод Глена Домана кажется довольно «топорным» и не слишком продуктивным, у него есть очевидные плюсы: ребёнок не только запоминает новые слова и даже понемногу привыкает к словосочетаниям, но и тренирует память. Впрочем, применять его в чистом виде не стоит: запомнить слова несложно, но вот чтобы читать незнакомые, нужно больше, чем просто хорошая память!
Плюсы:
● Некоторые педагоги считают, что карточки Домана хорошо развивают память, расширяют словарный запас.
● Для многих может оказаться проще других методик.
● Запоминая слова, малыш может быстрее переходить к реальному чтению.
Минусы:
● Ребёнок не столько учится читать, сколько запоминает звучание изображённого слова: могут возникнуть проблемы с чтением незнакомых слов.
Педагогика Марии Монтессори, итальянского педагога, полностью переосмысливает привычные нам формы обучения. Вместо того чтобы осознанно и намеренно учить малыша читать, Монтессори предлагает создать для ребёнка такую среду, в которой он сам будет не только заинтересован в чтении, но и сможет ему обучиться!
Комната заполняется всевозможными предметами: развивающими игрушками, кубиками, таблицами, карточками со словами и картинками, материалами для письма и рисования. Всё это выступает в качестве «учебных пособий».
Иными словами, главная идея методики: дать ребёнку учиться самому, создав нужную среду и подогревая его собственный интерес, но не навязывая его.
Необычность методики Монтессори в том, что ребёнок сначала «пишет» букву, а затем произносит её. Пишет, конечно, условно: он обводит пальцем контур букв на картонных табличках. По мнению педагога, чтению малышу научиться проще, если сначала он «прочувствует» буквы. Оптимальный возраст начала обучения по этой методике – с четырёх лет.
Плюсы:
● Культивируется и поощряется любовь к обучению.
● Ребёнок научится читать быстро, при этом он будет ощущать это как своё открытие, а не навязанное извне.
● На занятиях не бывает скучно.
Минусы:
● Не подходит для индивидуального обучения, занятия проводятся в группе, как правило, они платные.
● Нужно хорошо понимать методику, чтобы успешно её реализовать.
Метод обучения чтению Вячеслава Воскобовича можно отнести к складовому, однако он является более комплексным. «Теремки» и «складушки» – это, скорее, развивающая игра, настолько увлекательно это занятие для детей от трёх лет.
Эта методика построена на использовании кубиков с буквами, а также теремков – коробочек без «крыши», на гранях которых нарисованы буквы. Коробочки сделаны так, что в них можно вставлять кубики, при этом буква кубика будет «выглядывать» в окошке. Если составить нескольких теремков в нужной последовательности, то образуется слово.
А дополняется это «игровое обучение» специальной книжкой со стишками, песенками и картинками. Она называется «складушка», потому что малыш учится узнавать и совмещать склады в слова.. Задача родителя – показывать картинку и произносить соответствующие склады.
Такой метод превращает обучение в игру: родитель с малышом поют, читают стишки и собирают кубики, всё это показывает, что читать – это весело!
Плюсы:
● Процесс обучения очень увлекателен и прост для малыша.
● Можно придумывать разные варианты игры.
Минус:
● Пособие нельзя сделать самостоятельно, его можно только купить.
Главное – помните: все малыши разные, и то, что подошло одному, может не подойти другому. Экспериментируйте, комбинируйте, меняйте методики – и найдёте самую лучшую именно для вашего ребёнка!