Знакома ли вам такая ситуация, когда ребёнок пропускает некоторые звуки в словах, даже если отдельно может их произнести правильно? Он их как бы «проглатывает», не проговаривая. Если да, то в этой статье вы узнаете, как помочь малышу. Сразу давайте обговорим, что до трёх лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («дим» вместо «дым», «дяй» вместо «дай» и т.д.). Свистящие и шипящие, а также сонорные ([Л], [Р]) звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем, пропускает или заменяет на более простые (вместо «ложка» ребёнок может произносить «ока», «оська», «фоська»). Итак, разговор пойдёт о детях старше трёх лет. Прежде чем ответить на вопрос: «Что делать?», обозначим, почему ребёнок «глотает» звуки. Вполне возможно, определив и устранив очевидную причину, вы решите и проблему.
● Ребёнок подражает неправильной речи. И образец этой неправильной речи дают ему близкие взрослые. Они «сюсюкают» с ним, подстраиваясь под его речь, стремясь быть эмоционально ближе.
● Родители не замечают пропуски звуков в речи сына или дочери и не исправляют, а малышу зачем «напрягаться» – его же и так понимают.
● У ребёнка снижен фонематический слух – это часть физиологического слуха, благодаря которому мы различаем фонемы (звуки) и на основе этого грамотно говорим и пишем. Остановимся на этом подробнее, так как снижение фонематического слуха является частой причиной того, что ребёнок пропускает звуки или вовсе не овладевает ими вовремя.
У всех людей есть неречевой и речевой слух. Благодаря первому мы воспринимаем музыку, различные шумы. Речевой же слух состоит из фонематического слуха, умения анализировать различные речевые звуки, и фонетического слуха, способности идентифицировать слово.
Фонематический слух позволяет детям улавливать различные звуки в словах и на основе их анализа воспроизводить звуки так, чтобы получалось правильное слово. При нормальной работе фонематического слуха ребёнок может контролировать свою речь: правильно ставить язык при произношении, обнаруживать и исправлять ошибки.
К нарушению фонематического слуха могут привести:
● Ослабление организма из-за заболеваний. Некоторые из них влияют непосредственно на функционирование нервной системы, замедляя психическое развитие, например, нарушения в работе щитовидной железы.
● Особенности организации нервной системы, в силу которых может пострадать фонематический слух. Например, если ребёнок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем.
● Нарушение слуха (тугоухость). Невозможно правильно произнести звук, не расслышав его. Родители могут не заметить сниженный слух у ребёнка, ведь он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы, но при этом может нечётко слышать все звуки. Необходимо обратиться к отоларингологу.
Итак, если ребёнок во время разговора пропускает в словах звуки, мы:
● Следим за своей речью, не подражаем детской речи.
● Исправляем ошибки в речи ребёнка, даём правильный образец.
● Играем, развивая фонематический слух.
На последнем пункте остановимся подробнее.
Взрослый произносит слоги, ребёнок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. Можно хлопать, прыгать, поворачиваться вокруг себя. Можно рисовать галочку на листе, на песке, бросать камушек в воду, если отдыхаете у реки. Чем разнообразнее, тем интереснее.
Играем с мячом. Взрослый бросает мяч и произносит строчку из стихотворения. Ребёнок ловит и бросает мяч назад, произнося последнее слово. Лучше использовать именно стихотворение, так как ритмический рисунок поможет сохранить определённый темп, а рифмы на концах строк учат ребёнка внимательно слушать похожие слова и правильно повторять.
Произносим часть слова, ребёнок добавляет нужный слог: «Голо…(ва), доро…(га), чело…(век), суббо…(та), снего…(вик).
Есть у кошки к празднику…(сапожки).
Мама сшила Мишке новые…(штанишки).
У моей сестрички длинные…(косички).
А в лесу на кочке выросли…(грибочки).
Побывали мы в лесу, увидали там…(лису).
Села у окошечка серенькая…(кошечка).
Удивили мы ворону, подарили ей…(корону).
Козёл козе принёс букет – сытный будет ей…(обед).
Пролетела галка, выпала из клюва…(палка).
Ходит в поле чёрный грач, лечит деток добрый…(врач).
Выросли на ёлочке новые…(иголочки).
Предлагаем ребёнку придумать движение на каждый слог слова. Например: «ра» – руки в стороны, «ду» – руки вверх, «га» – хлопок перед собой. Постепенно вы можете создать целый словарь «живых слов».
На полу раскладываем любые мелкие предметы, например, 5 кубиков. Ребёнку даётся инструкция: «Я буду произносить слова, а ты, как только услышишь слово со звуком [Ш], бери кубик и клади в корзинку. Когда я остановлюсь, на полу не должно остаться ни одного кубика». Слова: «шапка», «кошка», «рука», «тарелка», «камыш», «посуда», «улица», «голова», «шуба», «дерево», «шиповник». Если ребёнок легко справляется, усложняем – берём слова с другими шипящими, чередуя со словами со звуком [Ш]: «живот», «шкаф», «щётка», «шило», «мушка», «щепка», «жёлудь», «жаба», «человек», «борщ», «крошка», «червяк», «башмак».
Предложите ребёнку за одну минуту из множества картинок выбрать те, в названии которых есть определённый звук. Ограничение во времени внесёт элемент азарта. В первый раз за минуту он найдёт, допустим, 4 картинки, а в следующий – уже 6. Явный успех окрыляет!
Произнесите слово из двух слогов, меняя их местами: «ГА-НО» («нога»), «СЫ-ЧА» («часы»), «СЫ-БУ» («бусы»). Со временем ребёнок начнёт справляться всё лучше и лучше, тогда усложняем: берём слова из трёх слогов («ГИ-ПО-СА»), слова с закрытыми слогами («ЧЕЙ-РУ»). Обязательно произносим по слогам.
Не превращайте игру в урок со строгими правилами, тогда ребёнок будет испытывать радость от общения с вами. А развиваться будет не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление.