Как и в какой последовательности учить буквы с ребёнком? Универсального метода нет. Всё очень индивидуально и зависит от самих детей. У кого-то прекрасно получается изучать алфавит по букварю, а кто-то активно осваивает буквы по магнитной азбуке. Но кое-какие рекомендации всё же пригодятся. Берите на заметку!
Некоторые буквы детям непросто читать, если они находятся в конце или в середине слова. Трудно идут слоги, в которых присутствуют буквы Г, Б, Д. А ведь именно они находятся в начале русского алфавита. Сразу же столкнувшись с такими сложностями, малыш может потерять мотивацию к дальнейшему изучению букв. А как же тогда учить?
Проще и правильнее учить согласные и гласные буквы отдельно. Начинать рекомендуется именно с гласных, например: А, О, У. Условно можно назвать это базой. После того, как ребёнок их запомнит, можно переходить к изучению остальных.
Перед тем, как углубиться в изучение азбуки, необходимо объяснить ребёнку, что такое звуки, научить выделять их из слов. Только после этого можно знакомить его непосредственно с самими буквами.
Называть нужно именно звук, а не букву. К примеру, ребёнок должен запомнить П как звук [П], а не как название буквы – «пэ». Это поможет ему освоить чтение и не допускать ошибок, читая «па-па», а не «пэ-а-пэ-а».
Приступая к изучению букв, следует ориентироваться на возраст детей. Так, ребёнок в возрасте от 4 до 5 лет уже отлично ориентируется в пространстве, имеет навыки образного восприятия. Именно этот возраст считается оптимальным для начала изучения букв. Конечно, можно попробовать и раньше, если малыш сам проявляет активный интерес.
Лучше всего учить за раз по одной букве или максимум – по две. Конечно, материал можно и нужно закреплять. К примеру, гуляя с ребёнком, стоит попросить его найти на вывесках ту букву, которую он уже знает!
Гласные буквы играют основную роль в таких процессах, как образование слогов и слов. Очень важно учить их с ребёнком последовательно, желательно – по определённым методикам.
Гласные буквы принято делить на два ряда, в каждом – по пять.
● Первый ряд: О, У, А, Э, Ы. Они делают согласные твёрдыми.
● Второй ряд: Е, Ю, Ё, И, Я. Они делают согласные мягкими.
Начинать изучение следует с гласных из первого ряда. Они проще для запоминания и легче для восприятия, поскольку произносятся открыто и достаточно чётко. Первые из них – А, О и У. Затем можно переходить к Э, а после неё – к Ы, а далее уже к букве И из второго ряда. На этом этапе можно будет понять разницу между тем, как звучат мягкие и твёрдые согласные. После того, как ребёнок освоит произношение согласных со звуком И, можно переходить к изучению так называемых йотированных гласных из второго ряда – Е, Ю, Я, Ё.
Важно! На этапе изучения букв Е, Ю, Я и Ё не следует забегать вперёд и объяснять ребёнку двойное звучание звуков. Важно сосредоточиться на чтении, то есть добиться того, чтобы ребёнок произносил эти гласные чётко и отрывисто – так, чтобы двойной звук не слышался в словах типа «юла» или «ёлка».
Эффективный и простой метод – изучение пар гласных букв. Доказано, что так дети запоминают их быстро и без проблем, а ещё учатся понимать, как они связаны между собой, как их следует произносить.
В чем суть этого метода? Гласные буквы формируют связки, в которых контрасты и сходство становятся наиболее очевидными для ребёнка:
● А-Я
● О-Ё
● У-Ю
● Э-Е
● Ы-И.
В таких связках дети лучше слышат согласные, понимают, в каких случаях они становятся мягкими, в каких – остаются твёрдыми.
На этом этапе можно и даже нужно подключать игровую составляющую. К примеру, можно придумать сказку про букву «А»: допустим, она живёт в лесу и очень любит петь. Взрослый обсуждает с ребёнком, как широко буква открывает рот, когда поёт, и какими получаются её звуки – звонкими, громкими. Вместе с малышом можно попробовать пропеть звук, а затем «переселить» букву «А» в дом, где уже живут другие гласные. Далее происходит знакомство с буквой «Я» – она похожа на букву «А» по звучанию и тоже любит петь, но обычно только подпевает.
Таким образом ребёнок в увлекательной для него форме познакомится с гласными, стоящими в первом и втором рядах, и у него уже будет основа для чтения. Затем можно переходить и к другим гласным. Здесь стоит сделать упор на артикуляции звуков. К примеру, и «Ё», и «О» при произношении «собирают» губы в подобие овала, а «Ю» и «У» вытягивают их в трубочку.
Знакомство с согласными начинается с буквы М – ребёнку она будет понятна, поскольку именно она присутствует в слове «мама». Далее можно переходить к изучению букв Н, С и К, а потом – уже к другим. Используйте метод изучения парами – так ребёнку будет проще сравнить звучание букв и научиться отличать их друг от друга. Примеры таких пар (по глухости и звонкости):
● [Б] и [П];
● [Д] и [Т];
● [З] и [С].
После знакомства ребёнка с согласными буквами можно приступать к закреплению материала – например, через игру. Ребёнка просят назвать слова, которые либо начинаются, либо заканчиваются на [К] или любой другой звук.
К изучению букв с ребёнком подходите творчески и старайтесь выстраивать процесс так, чтобы ему было интересно. Можно и даже необходимо делать это в игровой форме. Вот примеры игр, которые сделают изучение азбуки захватывающей игрой.
Вы изучили букву А. Можно попросить малыша рассказать, какой из знакомых предметов она ему напоминает. Задавайте наводящие вопросы: похожа ли буква А на домик, дерево, куст или другие предметы, которые он видит на прогулке.
Ещё один способ – выстраивать звуковые ассоциации. Вместе с ребёнком можно произнести звук А и спросить, на что это похоже. Ответом может быть плач другого ребёнка, крик или даже карканье вороны.Эффективность метода ассоциаций заключается в том, что ребёнок, связывая с буквой те или иные образы, быстрее её запоминает.
Это эффективное упражнение, которое благотворно влияет на работу мозга и помогает детям тренировать речь и пространственное мышление.
Игра заключается в следующем: пальцами нужно изобразить ту букву, которую вы с ребёнком изучаете. Допустим, это всё та же буква А: её можно изобразить, сложив кончики указательных пальцев в виде шалаша и попросить ребёнка добавить перекладину своим пальцем. По такому же принципу можно «конструировать» и другие буквы алфавита.
Ребёнок лучше запомнит любую букву, если попробует её самостоятельно изобразить. Для этого можно использовать любые предметы, которые есть под рукой. К примеру, если занятия проходят дома, достаточно просто открыть азбуку на странице с нужной буквой и попросить малыша выложить её из карандашей или фломастеров, а затем произнести вслух. На улице складывать буквы ребёнок может из небольших камней, палочек или мелков. Букву можно даже начертить на земле!
Этот метод помогает не только изучать буквы, но и развивать мелкую моторику и образную память.
Загадки не зря считаются одним из самых эффективных методов обучения в игровой форме. Они тренируют логическое мышление, учат сообразительности. Всё дело в том, что ребёнок, предпринимая попытки разгадать загадку, начинает размышлять, вспоминает образы предметов. Загадка может стать отличным помощником и в изучении букв, и тренажером для развития мышления.
Дети гораздо лучше запоминают буквы, когда находят их вокруг себя. К примеру, когда вы с ребёнком гуляете, едете в общественном транспорте или на машине, старайтесь обращать его внимание на вывески с текстом и просите находить в них те буквы, которые уже ему знакомы.