Давно известно, что от того, в какой обстановке растёт ребёнок, как с ним взаимодействуют и во что играют, зависит его эмоциональное благополучие и вообще развитие.
Родители иногда не замечают, как своими действиями дают толчок к формированию тех или иных навыков и привычек. В комментариях мам к статьям из Интернета о том, как учить ребёнка азбуке, множество подобных этому: «А мы не учили, он сам выучил все буквы к двум годам!». А может, всё-таки эта мама называла малышу буквы? Обеспечила его игровое пространство кубиками, пазлами, магнитами с изображениями букв? Скорее всего, так. То есть она создала среду для изучения азбуки.
Любая совместная деятельность ребёнка до трёх лет со взрослым является ведущей. Она ведёт развитие за собой. Складываем, раскладываем, сортируем, рисуем, лепим, вырезаем, наклеиваем… Хотите всё это делать с буквами – пожалуйста! Только помним, что цель – не выучить буквы, а познание окружающего мира через действия с предметами, развитие чувств и эмоций, целенаправленности действий, мелкой моторики и т.д.
А если ребёнку скоро в школу, то вопрос, зачем учить буквы, вообще не возникает. Зато вопрос, как создать условия для того, чтобы ребёнок увлёкся, выходит на передний план. Если он появился у вас, то «полный вперёд» – создаём среду для изучения азбуки! Но нужно быть готовым к тому, что ребёнок не сразу запомнит название букв – это нормально. Кто-то быстро, а кто-то медленно, а кто-то очень медленно. Помним – дети разные, и это хорошо.
Обустраиваем пространство, чтобы ребёнок мог занять себя сам, закрепляя то, чему научился с вами: настольные игры, мозаики, пазлы, конструкторы, пластилин, фломастеры, а также интерактивные плакаты на стену для изучения букв. В продаже есть множество вариантов говорящих азбук.
И, конечно, играем вместе с ним.
● Лепим из воздушного пластилина буквы. Например, по несколько штук гласных А, О, У. Пусть они будут разноцветные и разного размера. Когда высохнут, складываем в «чудесный мешочек», и ребёнок наощупь достаёт букву и называет, не глядя, а потом вспоминает слово на эту букву.
● Берём стикеры (бумага для заметок с клейкой стороной), пишем на них какую-нибудь букву и вручаем ребёнку. Его задача – наклеить листочки на предметы, название которых начинается с этой буквы (например, буква К – книга, комод, компьютер, корзина, кактус, кастрюля).
● Распечатываем буквы и предлагаем или заштриховать, или проколоть зубочисткой, или украсить с помощью фломастеров, пластилина, цветной бумаги и клея. Вариантов много. Из таких букв создавайте панно на стену, где каждая буква – уникальна, а у ребёнка будет мотив придумывать новый способ украшения буквы. Используем карандаши, краски, восковые мелки, штампы.
● Раскладываем карточки с буквами перед ребёнком (от трёх до девяти, большее количество трудно запомнить). Предлагаем малышу отвернуться и убираем одну или меняем местами, а потом просим его сказать, что изменилось.
● Играем в «Мемори». Понадобится набор карточек, в котором каждая из картинок с определённой буквой представлена в двойном экземпляре. Разложите их перед ребёнком «рубашками» вверх. Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем ему нужно найти карточку с той же буквой среди остальных, ещё не перевёрнутых. Малыш ищет буквы, переворачивая карточки по одной. Если открыл не ту букву, кладёт обратно «рубашкой» вверх и ищет пару дальше. Когда нужная карточка найдена, игрок забирает две карточки себе, а игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.
● Распечатываем любой текст. Лучше, чтобы размер шрифта был покрупнее. Вручаем ребёнку яркий маркер и предлагаем вычёркивать заданную букву в течение минуты. Можно использовать песочные часы. Через минуту считаем пропущенные буквы. Ограничение во времени добавляет соревновательный элемент. Ребёнок соревнуется сам с собой, улучшая результат с каждым повторением.
● Буква превращается..! Насыпаем крупу, например манку, на противень, рисуем пальчиком букву. Затем её можно превратить во что-то ещё! И вот у нас уже не буква А, а ракета, крыша дома или горка с детской площадки.
● Называем слова на определённую букву. Игра кажется банальной, но она значительно обогащает словарный запас ребёнка. Варианты:
– слова, обозначающие предмет (карандаш, кошка, колесо, клоун и т.д.);
– слова, обозначающие признак предмета (круглый, красный, красивый, кривой, классный и т.д.).
● Загадываем загадки, например: круглый оранжевый фрукт на букву А (апельсин); животное на букву Б, которое прыгает и любит орехи (белка). Дети с удовольствием и сами придумывают загадки.
● Играем в «Кто тут лишний». Например: кошка, крокодил, корова, собака. Хочется сказать, что крокодил лишний, потому что все остальные – это домашние животные. А на самом деле лишняя – собака, так как слово на букву С.
Ну и цифровые технологии, как же без них. Современные малыши почти с пелёнок умеют пользоваться гаджетами. Чтобы телефон или планшет не просто развлекал, а помогал в развитии и обучении, установите обучающие программы и игры. «Живая азбука», «Говорящая азбука», «Буквоед» и другие приложения в занимательной форме, с весёлой анимацией не только помогут выучить буквы, но и освоить чтение. Яркое оформление, качественная озвучка привлекают детей. Управление, как правило, интуитивно понятно и просто, поэтому ребёнок может заниматься самостоятельно.
Современных дошкольников называют «экранным поколением»: всё чаще они окунаются в виртуальную игру, а не играют с родителями или сверстниками. Поэтому прямая ответственность родителей – стараться больше увлекать детей живым общением и ограничивать экранное время.
● Называем звук, а не букву: [Б], а не [БЭ], [К], а не [КА]. В будущем будет легче осваивать чтение, а название букв выучит в школе.
● Учим сначала гласные, а потом согласные. Алфавитный порядок тоже оставим школе.
● Открытый временной конец: можем минуту заниматься, а можем 30, как пойдёт.
● Используем любую обстановку: дома, в дороге, на игровой площадке, в машине, на свету или в темноте, лёжа, сидя или при ходьбе, громко или шёпотом. Чем разнообразнее, тем лучше!
Итак, изучение азбуки можно сделать очень увлекательным занятием. Чем больше анализаторов вы задействуете (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные), тем богаче будут впечатления, тем лучше ребёнок запомнит. Кроме этого, получит замечательный опыт взаимодействия с вами.