Помните, с каким увлечением в детстве вы читали любимые рассказы? Каждая книга тогда казалась порталом в новый мир, полный приключений и тайн. Но как сделать так, чтобы ваш ребёнок тоже захотел открыть этот портал? Как превратить чтение из скучной обязанности в увлекательное путешествие?
Ребёнок большую часть времени проводит в семье, в окружении родных и близких людей. Именно поэтому прививать любовь к чтению необходимо собственным примером. Ребёнок должен видеть вас, родителей, с книгами в руках, слышать, как вы обсуждаете прочитанные произведения, видеть ваш интерес к литературе. Книги должны стать ценностью в семье. Их можно и даже необходимо преподносить друг другу в качестве подарка, ставить на видные места.
А у ваших родственников были домашние библиотеки? Это прекрасная традиция, которая прививает детям любовь и уважение к чтению. Если в вашей семье мини-библиотеки пока нет, самое время начать собирать!
Это можно делать с самого раннего детства. В таких условиях дети привыкают к книгам, относятся к ним как к неотъемлемой, важной части своей жизни. И когда придёт время, ребёнок сам потянется к чтению.
Новорождённый малыш, конечно, слов ещё пока не понимает, однако он уже способен воспринимать стихи, если мама и папа читают их вслух. Интонации и голос родителей действуют на младенца успокаивающе!
В 10–11 месяцев у малыша уже начинает появляться первый словарный запас. Поэтому и чтение вслух в этом возрасте ему очень полезно. Ну а начиная с двух лет ребёнок уже в состоянии воспринимать повествование в виде отдельных, но связанных друг с другом фраз.
И обучение чтению, и знакомство с книгой должно происходить в игровой форме – детям она наиболее понятна и доступна. Что требуется от родителей? Продемонстрировать детям разнообразие увлекательного мира книг и постараться заинтересовать – настолько, чтобы у малыша возникло желание углубляться в него, то есть читать.
Основные критерии – интересы ребёнка и его возраст. Каждую книгу необходимо оценивать по нескольким параметрам: насколько полезна она будет детям, что нового они смогут из неё узнать, как сюжет произведения может на них повлиять.
Уже начиная с года ребёнок может воспринимать сказки с простыми и понятными сюжетами, красочными иллюстрациями. К трём годам малыши в состоянии запоминать целые четверостишия.
Маленьким детям можно читать книги с яркими иллюстрациями, плотными страницами. Детей способны заинтересовать книжки-игрушки с различными молниями, липучками, магнитами, звуковыми эффектами.
В этом возрасте ребёнок начинает развиваться особенно активно. Самое время знакомить его с произведениями, имеющими более сложные и интересные сюжеты. Ребёнку будут интересны книги с яркими иллюстрациями и энциклопедии, которые в простой и понятной форме объясняют, как устроен окружающий мир.
Мальчики и девочки в этом возрасте умеют воспринимать различные события, пересказывать сюжеты, анализировать, запоминать. Так что можно знакомить их с приключенческим жанром, сложными и интересными произведениями.
Вот что родителям, желающим привить детям любовь к книгам и чтению, советует Оксана Голубева, педагог с 30-летним стажем, воспитатель высшей категории:
Можно ли заставлять ребёнка читать, если он не хочет? Педагоги не приветствуют такой подход и предлагают использовать фантазию и придумывать способы, как заинтересовать детей чтением. Это могут быть различные игры и даже квесты по мотивам сюжетов различных произведений.