Звонкий звук [Ж] образуется с помощью той же артикуляции, как и звук [Ш], только добавляется голос, а щель между кончиком языка и твёрдым нёбом несколько меньше и выдыхаемая струя слабее. Сначала ставится звук [Ш], а затем на его базе появляется звук [Ж] простым включением голоса.
Но что же делать, если звук [Ш] уже есть в речи, а [Ж] где-то «заблудился»? Понаблюдайте – это происходит только с [Ж] или и с другими звуками. Чаще всего дефекты звонкости и глухости можно наблюдать при произнесении парных звуков. У дошкольников чаще встречается оглушение звонких согласных, то есть дефект звонкости. Это может быть вызвано нескоординированностью работы голосового и артикуляционного аппарата, а также несформированностью фонематического слуха. В этих двух направлениях и будем работать – и не по очереди, а параллельно.
Наша задача – научить ребёнка чувствовать резонирование звучащего голоса:
Прикладываем одну руку ребёнка к своей шее в области гортани, другую подносим к своему рту и произносим сначала звук [Ш], а потом [Ж]. Обращаем его внимание на то, что при глухих согласных струя выдыхаемого воздуха сильная, но вибрация гортани отсутствует, а при произношении звонких согласных – наоборот: вибрация гортани хорошо ощутима, а струя воздуха слабая. Затем ребёнок прикладывает руку к своей гортани.
Можно предложить малышу закрыть ладонями свои уши и сначала произнести звук [А] шёпотом (получится просто шумный выдох), а потом громкий и протяжный [А]. Или приложить ладони к щекам. Резонирование звучащего голоса легко улавливается.
Поочерёдно воспроизводим то беззвучный вдох и выдох, то стоном на вдохе и на выдохе, при этом говорим: «Добавляем голосок»; то есть сопоставляем громкое и шёпотное произношение гласных звуков. Все упражнения выполняем, контролируя вибрацию гортани. Сначала произносит взрослый, затем ребёнок повторяет самостоятельно, а потом совместно.
«Поиграйте» с парными звуками ([П-Б], [Ф-В], [К-Г], [Т-Д], [С-З]): проговаривайте их, осуществляя тактильно-вибрационный контроль. Добавляйте пару – [Ш-Ж]. Должно получиться! Объясните, что звуки, которые мы произносим с голосом, называются звонкими. И [Ж] – тоже звонкий. Тактильно-вибрационные ощущения помогут детям и в будущем, когда в школе надо будет дифференцировать парные согласные звуки.
Это хорошая гимнастика для голосовых связок, которая помогает детям осознанно включать голосовые связки, произвольно смыкать их в нужный момент. То есть координировать работу голосового и артикуляционного аппарата. При этом ребёнок не должен испытывать дискомфорт.
Когда логопеды говорят о том, что у ребёнка снижен фонематический слух, родители возмущаются: «Мы проверяли, со слухом всё в порядке». Давайте разберёмся, для этого уточним понятия.
«Фонема» – звук – единица устной речи. Фонемы мы слышим и произносим. Помните, в школе выполняли фонетический разбор слова?
«Фонематический слух» – часть физиологического слуха – тонкий систематизированный слух. Он позволяет нам различать и узнавать фонемы. На основе этого создаются представления о звуках речи и различаются звуки между собой («фонематическое восприятие»). В результате мы понимаем речь другого человека, контролируем собственную, грамотно пишем.
Итак, если фонематический слух снижен, то ребёнок не слышит разницу между [Ш] и [Ж], не слышит [Ж] в словах, следовательно, и не произносит, даже если звук есть в речи.
Жа-жа-жа – мы покормим ежа.
Жу-жу-жу – дадим молока ежу.
Жи-жи-жи – вот ещё ежи.
Жам-жам-жам – рады мы ежам.
Жи-жи-жи – под сосной сидят ужи.
Жами-жами – не играй с ужами.
Жди-жди – идут дожди.
Жу-жу – под зонтом посижу.
Ёжик в шубке по лесу идёт,
Ёжик в шубке песню поёт:
«Жи-жи-ши, жи-жи-ши,
За мной, мои ежи-малыши».
Жок-жок-жок, жок-жок-жок,
Шишка есть и флажок!
Жук-жук-жук, жук-жук-жук,
На ладошке сидит жук.
Обязательно используйте яркие красочные картинки. Также можно установить обучающие приложения и игры на планшет или телефон, в которых занимательная анимация и интересные сюжеты помогут автоматизировать звук [Ж].