Как научить ребёнка говорить звук [Ж]

Звонкий звук [Ж] образуется с помощью той же артикуляции, как и звук [Ш], только добавляется голос, а щель между кончиком языка и твёрдым нёбом несколько меньше и выдыхаемая струя слабее. Сначала ставится звук [Ш], а затем на его базе появляется звук [Ж] простым включением голоса.

Но что же делать, если звук [Ш] уже есть в речи, а [Ж] где-то «заблудился»? Понаблюдайте – это происходит только с [Ж] или и с другими звуками. Чаще всего дефекты звонкости и глухости можно наблюдать при произнесении парных звуков. У дошкольников чаще встречается оглушение звонких согласных, то есть дефект звонкости. Это может быть вызвано нескоординированностью работы голосового и артикуляционного аппарата, а также несформированностью фонематического слуха. В этих двух направлениях и будем работать – и не по очереди, а параллельно.

Осваиваем тактильно-вибрационный контроль

Наша задача – научить ребёнка чувствовать резонирование звучащего голоса:

Прикладываем одну руку ребёнка к своей шее в области гортани, другую подносим к своему рту и произносим сначала звук [Ш], а потом [Ж]. Обращаем его внимание на то, что при глухих согласных струя выдыхаемого воздуха сильная, но вибрация гортани отсутствует, а при произношении звонких согласных – наоборот: вибрация гортани хорошо ощутима, а струя воздуха слабая. Затем ребёнок прикладывает руку к своей гортани.

Можно предложить малышу закрыть ладонями свои уши и сначала произнести звук [А] шёпотом (получится просто шумный выдох), а потом громкий и протяжный [А]. Или приложить ладони к щекам. Резонирование звучащего голоса легко улавливается.

Поочерёдно воспроизводим то беззвучный вдох и выдох, то стоном на вдохе и на выдохе, при этом говорим: «Добавляем голосок»; то есть сопоставляем громкое и шёпотное произношение гласных звуков. Все упражнения выполняем, контролируя вибрацию гортани. Сначала произносит взрослый, затем ребёнок повторяет самостоятельно, а потом совместно.

«Поиграйте» с парными звуками ([П-Б], [Ф-В], [К-Г], [Т-Д], [С-З]): проговаривайте их, осуществляя тактильно-вибрационный контроль. Добавляйте пару – [Ш-Ж]. Должно получиться! Объясните, что звуки, которые мы произносим с голосом, называются звонкими. И [Ж] – тоже звонкий. Тактильно-вибрационные ощущения помогут детям и в будущем, когда в школе надо будет дифференцировать парные согласные звуки.

Если предыдущие упражнения не вызывают [Ж], используем вибрационный массаж:

  • Потряхивание гортани пальцами (большой и указательный пальцы кладём на гортань ребёнка – переднюю часть шеи в области кадыка).  
  • Выполняем энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с лёгким надавливанием на область щитовидного хряща.
  • «Мычим» и одновременно ритмично и энергично постукиваем кончиками пальцев по лицу и шее в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Это хорошая гимнастика для голосовых связок, которая помогает детям осознанно включать голосовые связки, произвольно смыкать их в нужный момент. То есть координировать работу голосового и артикуляционного аппарата. При этом ребёнок не должен испытывать дискомфорт.

Развиваем фонематический слух

Когда логопеды говорят о том, что у ребёнка снижен фонематический слух, родители возмущаются: «Мы проверяли, со слухом всё в порядке». Давайте разберёмся, для этого уточним понятия. 

«Фонема» – звук – единица устной речи. Фонемы мы слышим и произносим. Помните, в школе выполняли фонетический разбор слова?

«Фонематический слух» – часть физиологического слуха – тонкий систематизированный слух. Он позволяет нам различать и узнавать фонемы. На основе этого создаются представления о звуках речи и различаются звуки между собой («фонематическое восприятие»). В результате мы понимаем речь другого человека, контролируем собственную, грамотно пишем.

Итак, если фонематический слух снижен, то ребёнок не слышит разницу между [Ш] и [Ж], не слышит [Ж] в словах, следовательно, и не произносит, даже если звук есть в речи.

Действуем по плану

  • Чтобы добиться звонкости звука [Ж], просим ребёнка непрерывно произносить [А], меняем артикуляционную установку для звука [Ж]. Получается [А-А-А-Ж-Ж-Ж]. Далее автоматизируем изолированный звук: «Как жужжит жук? Ж-Ж-Ж» (звукоподражание).
  • Учим опознавать звук из ряда других. Произносим в свободном порядке звуки, просим: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж]». Затем произносим слоги, ребёнок хлопает (топает, прыгает, поднимает руку и т.п.), когда услышит слог со звуком [Ж]. Если справляется, произносим слова: «мышка», «кошка», «ёжик», «шина», «жаба», «машина».
  • Автоматизируем в слогах, используя чистоговорки.   

Жа-жа-жа – мы покормим ежа.

Жу-жу-жу – дадим молока ежу.

Жи-жи-жи – вот ещё ежи.

Жам-жам-жам – рады мы ежам. 

 

Жи-жи-жи – под сосной сидят ужи.

Жами-жами – не играй с ужами.

Жди-жди – идут дожди.

Жу-жу – под зонтом посижу.

  • Автоматизируем в словах. Добавь слово: «У ежа …(ежата), у ужа …(ужата)». Просим повторить пары слов: «жаль – шаль», «житьё – шитьё», «жар – шар», «жесть – шесть», «ужи – уши», «лужа – Луша», «зажить – зашить», «мажут – машут», «тужить – тушить», «жалость – шалость».
  • Дифференцируем во фразах:

Ёжик в шубке по лесу идёт,

Ёжик в шубке песню поёт:

«Жи-жи-ши, жи-жи-ши,

За мной, мои ежи-малыши».

 

Жок-жок-жок, жок-жок-жок,

Шишка есть и флажок!

Жук-жук-жук, жук-жук-жук,

На ладошке сидит жук.

Обязательно используйте яркие красочные картинки. Также можно установить обучающие приложения и игры на планшет или телефон, в которых занимательная анимация и интересные сюжеты помогут автоматизировать звук [Ж].