К четырём годам малыш всё ещё неправильно произносит шипящие? Разбираемся, почему это происходит и как решить проблему в домашних условиях.
Очень часто, общаясь с детьми, мы подражаем их речи – «сюсюкаем», как бы говорим на их языке, стараясь быть психологически ближе. Но, коверкая слова, мы делаем свою речь малопонятной. Ребёнок тоже привыкает использовать искажённый звук, хотя вполне мог бы произносить его правильно! Особенно это относится к шипящим звукам. Поэтому первым делом следим за своей речью. Кроме того, что она должна быть правильной по звучанию, она ещё и не должна быть перегруженной. Длинные предложения с постоянным повторением, переформулированием мешают ребёнку сосредоточиться на звучании, ведь все силы он тратит на то, чтобы понять смысл.
Чтобы научить ребёнка выговаривать звук [Ш], можно выполнять с ним упражнения в домашних условиях. При регулярных занятиях малыш вскоре сможет произносить его чисто и без особых усилий. Но в 3–4 года выполнять однообразные движения языком перед зеркалом – скучно, поэтому пусть эти упражнения будут не просто игровыми, а весёлыми! И даже более того – вкусными!
Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут справиться с малоподвижностью артикуляционного аппарата.
Пришло время постановки звука, но сначала давайте посмотрим на его артикуляцию:
«По подражанию». Предлагаем образец произношения звука в сочетании с игровыми образами: ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п. Одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией. Для этого широкий язык (в форме «чашечки») переводим за верхние зубы. Следим, чтобы широкие краешки язычка прижались к зубам сверху, не пропуская по краям воздух. Если это пока не получается, прижимаем ладошками щёки. Кончик же языка, наоборот, образует небольшую щель между нёбом. Попросите малыша с некоторым усилием выдохнуть тёплый воздух. Говорим, что горлышко «молчит». Дети часто вместо того, чтобы дунуть на язык, делают шумный выдох. Просим подуть тёплым воздухом. Если ребёнок всё сделал правильно, вы получите звук [Ш].
«От опорного звука». Приоткрываем рот, в медленном темпе 4–6 раз произносим с придыханием звук [Т], ударяя кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами; постепенно учим ребёнка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка.
«От слога “кш”». Предлагаем ребёнку приоткрыть рот. Кладём в рот ребёнку шпатель (палочку) горизонтально и просим положить широкий язык на шпатель. Предлагается произнести слог «кш». Шпатель можно заменить чистым указательным пальчиком ребёнка. Если звук [Ш] получается чётко, осторожно убираем шпатель (пальчик), продолжая произносить «кш», затем «ш».
Чтобы звук вошёл в активную речь ребёнка и автоматизировался, развиваем умение слышать звук в словах, например, ребёнок должен хлопнуть в ладоши в тот момент, когда он услышит в слове звук [Ш[. И вообще – играем, развлекаем, веселим, а не просто просим повторять за вами.
Просим добавить слог:
в сад идут малы…(ши);
купили конфету малы…(шу);
есть игрушка у малы…(ша);
на столе каранда…(ши);
ем сладкую гру…(шу);
на работу я спе…(шу);
в садик выучу сти…(шок);
у халата есть ку…(шак);
мяукает ко…(шка);
деревянная матрё…(шка);
есть хвостик у мы…(шки);
сорву с ёлки ши…(шку);
зайчик труси…(шка);
летом кусают мо…(шки);
ягоды в луко…(шке);
на клумбе лан…(дыш);
шумит ка…(мыш).
После того, как ребёнок чисто произносит звук в слогах и отдельных словах, можно начинать учить потешки, скороговорки, стихи. И обязательно используем яркие, красочные картинки, которые собираем, раскладываем, сортируем, вырезаем и приклеиваем, обводим, раскрашиваем!