Как научить ребёнка говорить звук [Ш]

К четырём годам малыш всё ещё неправильно произносит шипящие? Разбираемся, почему это происходит и как решить проблему в домашних условиях.

Очень часто, общаясь с детьми, мы подражаем их речи – «сюсюкаем», как бы говорим на их языке, стараясь быть психологически ближе. Но, коверкая слова, мы делаем свою речь малопонятной. Ребёнок тоже привыкает использовать искажённый звук, хотя вполне мог бы произносить его правильно! Особенно это относится к шипящим звукам. Поэтому первым делом следим за своей речью. Кроме того, что она должна быть правильной по звучанию, она ещё и не должна быть перегруженной. Длинные предложения с постоянным повторением, переформулированием мешают ребёнку сосредоточиться на звучании, ведь все силы он тратит на то, чтобы понять смысл.

Чтобы научить ребёнка выговаривать звук [Ш], можно выполнять с ним упражнения в домашних условиях. При регулярных занятиях малыш вскоре сможет произносить его чисто и без особых усилий. Но в 3–4 года выполнять однообразные движения языком перед зеркалом – скучно, поэтому пусть эти упражнения будут не просто игровыми, а весёлыми! И даже более того – вкусными!

Упражнения

С сушкой

  1. «Машина в гараже». Просунуть язык в сушку и удерживать под счёт до 5.
  2. «Змейка в домике». Рот открыт, удерживаем сушку губами, острым языком выполняем движения вперёд-назад.
  3. «Крючок». Подвесить сушку на острый язык и удерживать под счёт до 5.
  4. «Часики». Подвесить сушку на острый язык и выполнять движения вправо-влево.
  5. «Лифт». Кончиком языка поднять сушку вверх, удержать несколько секунд и опустить.
  6. «Хоботок». Рот закрыт, губы округлены, выдвигаются вперёд, вставляются во внутреннее кольцо бублика и удерживаются в таком положении.
  7. «Бусы». Передвигать сушку острым языком слева-направо и наоборот.

С соломкой

  1. «Усики». Держим соломку над верхней губой сначала языком, потом губой.
  2. «Поднос». Держим соломку на широком языке под счёт до 5.
  3. «Пушка». Открываем рот и удерживаем соломку вдоль по средней линии языка. Можно прижать соломку к верхним зубам, не закрывая рта.

С драже

  1. «Чашечка». Язык держим в форме чашечки. Внутри «чашечки» держим конфетку драже под счёт до 5.
  2. «Подъёмный кран». Малыш высовывает язык, кладём драже на кончик языка, он прижимает драже к нёбу и держит под счёт до 5.

С хлопьями

  1. «Цыплёнок». Насыпаем хлопья из сухих завтраков на блюдце, ребёнок «склёвывает» их острым язычком.
  2. «Сладкоежка». На липкое блюдце (можно смазать мёдом или сгущёнкой) насыпаем хлопья, ребёнок их слизывает.
  3. «Ветерок». Положить крошку на кончик языка и сдуть.

 

С круглым леденцом на палочке (типа чупа-чупса)

  1. «Замок». Леденец во рту. Губы сомкнуты. Тянем за палочку, губы сопротивляются, удерживают конфету.
  2. «Вертушка». Леденец во рту. Губы сомкнуты. Перемещаем язык вокруг конфеты.
  3. «Чашечка». Делаем «чашечку» из языка, кладём в неё леденец, «обнимаем» его языком и удерживаем под счёт до 5.

Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут справиться с малоподвижностью артикуляционного аппарата.

Пришло время постановки звука, но сначала давайте посмотрим на его артикуляцию:

  • губы немного выдвинуты вперёд и округлены (в форме трубочки);
  • зубы сближены или полностью сжаты;
  • кончик языка приподнят к переднему краю твёрдого нёба, чтобы между ними оставалась щёлочка;
  • боковые края языка прижаты к верхним зубам (воздух не должен выходить по бокам);
  • посередине языка идёт тёплая воздушная струя (её можно почувствовать, поднеся руку ко рту);
  • мягкое нёбо поднято и перегораживает проход в носовую полость.

Способы постановки звука

«По подражанию». Предлагаем образец произношения звука в сочетании с игровыми образами: ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п. Одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией. Для этого широкий язык (в форме «чашечки») переводим за верхние зубы. Следим, чтобы широкие краешки язычка прижались к зубам сверху, не пропуская по краям воздух. Если это пока не получается, прижимаем ладошками щёки. Кончик же языка, наоборот, образует небольшую щель между нёбом. Попросите малыша с некоторым усилием выдохнуть тёплый воздух. Говорим, что горлышко «молчит». Дети часто вместо того, чтобы дунуть на язык, делают шумный выдох. Просим подуть тёплым воздухом. Если ребёнок всё сделал правильно, вы получите звук [Ш].

«От опорного звука». Приоткрываем рот, в медленном темпе 4–6 раз произносим с придыханием звук [Т], ударяя кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами; постепенно учим ребёнка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка.

«От слога “кш”». Предлагаем ребёнку приоткрыть рот. Кладём в рот ребёнку шпатель (палочку) горизонтально и просим положить широкий язык на шпатель. Предлагается произнести слог «кш». Шпатель можно заменить чистым указательным пальчиком ребёнка. Если звук [Ш] получается чётко, осторожно убираем шпатель (пальчик), продолжая произносить «кш», затем «ш».

Чтобы звук вошёл в активную речь ребёнка и автоматизировался, развиваем умение слышать звук в словах, например, ребёнок должен хлопнуть в ладоши в тот момент, когда он услышит в слове звук [Ш[. И вообще – играем, развлекаем, веселим, а не просто просим повторять за вами.

Как можно играть

  • Играем в игру «Эхо». Вы произносите фразу, ребёнок повторяет последнее слово: «утка в камыше», «в тарелке лапша», «письмо пишу», «съем кашу», «сидит кошка», «мягкая подушка», «у зайчика ушки», «на столе чашка», «ползает букашка», «усатые мышки», «косолапые мишки», «на столе кувшин» и т.п.
  • Ловим сачком пластмассовые буквы Ш из тазика с водой и шипим.
  • Стучим по столу ладошкой, шипим и смотрим, как «подпрыгивают» буквы, вырезанные из бумаги.
  • Ловим стаканчиком маленькие шарики, катящиеся по столу, и опять шипим. 

Просим добавить слог:

в сад идут малы…(ши);

купили конфету малы…(шу);

есть игрушка у малы…(ша);

на столе каранда…(ши);

ем сладкую гру…(шу);

на работу я спе…(шу);

в садик выучу сти…(шок);

у халата есть ку…(шак);

мяукает ко…(шка);

деревянная матрё…(шка);

есть хвостик у мы…(шки);

сорву с ёлки ши…(шку);

зайчик труси…(шка);

летом кусают мо…(шки);

ягоды в луко…(шке);

на клумбе лан…(дыш);

шумит ка…(мыш).

После того, как ребёнок чисто произносит звук в слогах и отдельных словах, можно начинать учить потешки, скороговорки, стихи. И обязательно используем яркие, красочные картинки, которые собираем, раскладываем, сортируем, вырезаем и приклеиваем, обводим, раскрашиваем!