Изучение алфавита – важный этап в развитии ребёнка, поскольку оно закладывает основу для будущего чтения и письма. У многих нынешних взрослых за плечами печальный личный опыт изучения букв – ссоры с родителями, нелюбовь к чтению, слёзы. А теперь они и сами сталкиваются с трудностями и ошибками в ходе обучения уже своих детей. Рассмотрим наиболее распространённые проблемы и дадим практические советы, как пройти этот этап легко и с максимальной пользой.
Одним мамам хочется уже двухлетнего малыша видеть читающим книги, другие стараются отложить начало обучения вплоть до школы, в надежде, что более опытные учителя с этим лучше справятся. И первое, и второе решения могут стать источником трудностей, когда внимания, заинтересованности и осознанности либо ещё недостаточно, либо уже сформировались более значимые интересы.
Совет: В среднем дети готовы к изучению азбуки в возрасте от 4 до 5 лет. Им хочется познавать новое, они уже могут сосредоточиться на занятии, а ещё им нравится быть «большими» и играть в школу. Конечно, готовность может наступить и в другом возрасте, это зависит от индивидуального развития ребёнка. Следите за его интересами и предпочтениями, предлагайте, но не заставляйте!
«Вот придёшь в школу, а там тебе будут ставить двойки за то, что не умеешь читать». Согласитесь, это не лучшая «реклама» предстоящего обучения. Основной вид деятельности в этом возрасте – игра, именно на её основе и стоит выстраивать познание нового. А ещё важно сформировать ощущение радости и чего-то восхитительного от узнавания букв и последующего чтения.
Совет: Начните с простых игр и занятий, которые развивают исследовательское любопытство и внимание. Например, можно искать знакомые буквы на вывесках магазинов, в мультфильмах или предложить ребёнку слепить их из пластилина.
Любое обучение строится на запоминании и регулярном повторении, азбука – не исключение. Если ваши занятия спонтанны, без чёткого плана и последовательности, ребёнку будет трудно получить и продемонстрировать хороший результат. Если ты никак не можешь запомнить и путаешься, разве такое вдохновляет?
Совет: Создайте план обучения хотя бы у себя в голове, а лучше зафиксируйте его где-то. План должен включать регулярные занятия и постепенное введение новых букв. Используйте различные методы, такие как игры, песенки и интерактивные приложения.
Здесь важна золотая середина и вдумчивый подход. Обучение совсем без наглядных пособий может быть скучным и неэффективным. В то же время привязка к одним и тем же картинкам – А-автобус – может сформировать устойчивую, но ненужную связь. В дальнейшем ребёнку будет сложно понимать, что с этой буквы могут начинаться и другие слова.
Совет: Используйте разные картинки, видео и интерактивные материалы, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и понятным. Показывайте многообразие использования одной и той же буквы. Но постепенно переходите к обучению с меньшим количеством иллюстраций.
Если родитель сам не слишком вовлечён в процесс, не испытывает по его поводу радости, да ещё и не замечает успехов в изучении азбуки у ребёнка, мотивация пропадёт быстро, а занятия станут источником скандалов.
Совет: Пусть занятия длятся не дольше пяти минут, но они должны вызывать энтузиазм и у вас, и у малыша. Хвалите ребёнка за каждое достижение, независимо от того, насколько оно может показаться незначительным. Используйте адекватные награды и поощрения, чтобы мотивировать его к дальнейшему обучению.
Ну вот умеют взрослые читать, хорошо. Но какая от этого польза? Зачем ему, конкретному мальчику (или девочке), это нужно? Если ребёнок не понимает, как чтение встраивается в реальную жизнь, какую роль оно играет, у него не будет должного интереса и включённости. Занятия ради занятий – это точно не детская мотивация.
Совет: Используйте любую возможность, чтобы показать, как приятно уметь читать. Именно приятно. Для этого достаточно немного фантазии и пары минут. Возьмите конфету и предложите угадать её название по фантику, а потом прочтите его вместе с ребёнком и удивитесь, что оно такое интересное и делает конфету даже вкуснее. Чертите буквы палочками на песке, делая прогулку веселее, объясняйте, что выбрать самую лучшую игру или сказку можно, прочитав описание и т.д.
Не дай бог соседский Ваня уже читает! Это лишает родителей спокойного сна. И вот начинается сравнение с другими детьми, что обижает и ранит малыша, а процессу обучения добавляет нервозности. Если же ребёнок и мама или папа ещё и по темпераменту не совпадают, то весёлая познавательная игра превращается в обоюдную пытку.
Совет: Вспомните, какой темперамент у вашего ребенка: он быстрый, подвижный или, наоборот, делает всё неторопливо? Как он лучше усваивает информацию: визуально – через иллюстрации – или на слух, а может, тактильно, то есть через прикосновение? Наберитесь терпения, вы тоже не сразу всему научились, подберите для ребёнка подходящие именно ему способы обучения и сравнивайте его сегодняшние успехи со вчерашними результатами. Но не с достижениями других детей!
Многие родители неосознанно перестают читать детям, когда те начинают делать это самостоятельно. Что особенно грустно, если вы раньше часто проводили время за книгой. Получается, что взрослость и новый навык лишают малыша чего-то значимого и приятного? К тому же чтение для него пока – большой труд, некоторые дети даже не успевают осознать прочитанное, что также является большой ошибкой. Поэтому контролируйте осознанность, прося рассказать о прочитанном.
Совет: обязательно продолжайте читать своему ребёнку, это важно и для вашей близости, и для его психологического комфорта, развития словарного запаса и общего интеллекта и кругозора.
Используя наши советы и систематический подход, вы сможете создать благоприятную атмосферу для обучения, и со временем ваш малыш станет читать и писать грамотно и уверенно. Помните, что терпение и поддержка – это ключевые факторы успеха на важном пути.