КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ ЗВУК [Л]

Вашему ребёнку 5–6 лет, а он не произносит звук [Л]? Значит, пора действовать! Обратите внимание на варианты нарушения. Если звука нет вообще, то речь ребёнка звучит так: «Беым-бео, земю снегом замео». А бывает, что происходит замена другими звуками: вампа (лампа), йужа (лужа), уапа (лапа), ыупа (лупа), жига (жила). Это важно! Если при отсутствии звука достаточно работы над его постановкой, то при заменах необходимо на подготовительном этапе учить ребёнка различать на слух звук [Л] и его заменитель, учить осознавать разницу в их артикуляции.

Подготовка

Прежде чем начать тренировку, показываем, как должен правильно звучать звук.  Возьмите зеркало. Произнесите звук [Л]. Рассмотрите вместе с ребёнком положение губ и зубов при этом: 

  • губы раскрыты, занимают нейтральное положение или   принимают положение последующего гласного звука;
  • зубы слегка разомкнуты; 
  • узкий кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твёрдого нёба (альвеолами); 
  • передняя часть напряжённой спинки языка прогибается; 
  • корень языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами щель. 

Выдыхаем воздух умеренной струёй через щель по боковым краям языка. Можно предложить ребёнку тыльной стороной ладошки ощутить теплую воздушную струю.

Произносим несколько слов с отчётливой артикуляцией, чтобы малышу было видно, как располагаются губы и язык. Обязательно используем картинки. Вместе выберите те, в названиях которых есть звук [Л].  Попросите определить, где стоит звук: в начале, в середине или в конце слова. Не удивляйтесь, что ему трудно выполнить задание. Очень часто, если ребёнок не произносит звук, то он и не слышит его в слове.
 

Артикуляционные упражнения

Дети всегда охотнее выполняют задание, если понимают, зачем оно нужно. Объясните малышу: для того, чтобы правильно говорить звук [Л], надо научиться поднимать кончик языка вверх. Для этого есть упражнения: «Качели», «Грибок» и «Вкусное варенье». 

«Качели». Приоткрываем рот и широко улыбаемся. Кончик языка должен быть твёрдым. Выполняем по счёту. На «раз» поднимаем язык, кончик упираем в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счёт «два» – в нижние зубы. И так несколько раз.

«Грибок». Прижимаем спинку языка к твёрдому нёбу, она становится похожей на шляпку гриба. Фиксируем в таком положении и удерживаем 5–10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.

«Вкусное варенье». Слегка приоткрываем рот и широким передним краем языка облизываем верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Далее отрабатываем подъём задней части спинки языка вверх. Его можно добиться, чередуя звуки [Ы] и [И]. На звук [Ы] спинка языка поднимается, [И] – опускается.  

И очень важно научиться выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. А поможет в этом упражнение «Шёл охотник по болоту». Говорим: «У охотника большие резиновые сапоги, он идёт по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Широкий кончик языка зажимаем передними зубами, воздух выдыхаем через щёки, одновременно указательными пальцами обеих рук слегка ударяем себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.

Главное! Выполняйте упражнения регулярно, только тогда формируется навык. Вы это заметите: исчезнет напряжение, движения станут непринуждёнными и вместе с тем координированными. 

Постановка звука 

Показываем ребёнку, как прикусывать широкий кончик языка, объясняем: «Наш язычок похож на блинчик. Легко прикуси его зубами, чтобы не было больно. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему, как блинчик на тарелке». Выполняем так несколько раз подряд перед зеркалом.

Если получается, приступаем к постановке звука при межзубном положении. Говорим: «Теперь произносим звук [А] в тот момент, когда отпускаем язык после прикусывания». Повторяем это упражнение перед зеркалом 5–6 раз, крепче зажимая язык зубами и всё чаще чередуя это движение с произнесением звука [А]. Убыстряем темп выполнения упражнения и – о, чудо! – слышим сначала слоги [АЛ], [АЛ], [АЛ], затем – [ЛА], [ЛА], [ЛА]. Обращаем внимание ребёнка на то, что нельзя позволять языку «убегать в рот»: «Следи за ним! Прикажи, чтобы он не убегал от тебя в рот, держи его зубами». Получается? Тогда переводим язык за зубы (нормальное для этого звука положение). «Подними язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произноси слоги [ЛЫ], [ЛЫ], [ЛЫ]». В сочетании со звуком «Ы» звук [Л] приобретает большую чёткость.

 

Автоматизация 

Это очень важный этап. Дело в том, что звук сам не встанет в речь. Ребёнку нужно включать самоконтроль, стараться произносить верно, исправляться. Хотя ему как раз и не нужно, ему и так хорошо, его и так понимают. Нужно вам! А малыш нуждается в поддержке и положительном настрое со стороны родителей. Предлагайте задания в игровой форме, проявляйте креатив, поддерживайте интерес. Важна последовательность: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, в самостоятельной речи. 

Рифмуем. Предложите ребёнку повторить за вами слог, а затем придумать слово в рифму:

Ла-ла- ла – четыре ножки у …(стола)
Ла-ла- ла – очень острая …(пила)
Лу-лу-лу – танцует фея на …(балу)
Лу-лу-лу – ковёр лежит на … (полу)
Лы-лы-лы – плывёт акула у …(скалы)
Лы-лы-лы – много мёда у… (пчелы)
Ло-ло-ло – днём на улице …(светло)
Ло-ло-ло – вот прозрачное …(стекло)
Ал-ал-ал – на ракете он …(летал)
Ал-ал-ал – я на улице …(гулял)
Ул-ул-ул – ветерок на нас …(подул)
Ул-ул-ул – цветок понюхал и …(чихнул)
Ил-ил-ил – за грибами он …(ходил)
Ыл-ыл-ыл – всю посуду он …(помыл)
Ол-ол-ол – играют мальчики в …(футбол)
Ол-ол-ол – больному сделали …(укол) 

Рассказываем и «показываем» стихи: 

Вот со звуком [Л] слова:
Лоб, затылок, голова, (показывать на себе части тела)
Кулаки, ладошки, локти, (вращать кулачками, хлопок в ладоши, локти вперёд)
Звука [Л] нет в слове ногти. (показать ногти)
Глазки, тело и лопатки, (поморгать глазами, погладить туловище, свести лопатки)                               
Звука [Л] нет в слове пятки.      (присесть, дотронуться до пяток). 

(Автор стихотворения: Смирнова Л.Н.)

Помните, что дети постоянно двигаются, им всё время нужно что-то делать, куда-то идти, бежать, играть. В движении ребёнок получает больше положительных эмоций. Двигаясь, он не замечает, как учится. Используйте эту жажду движения и для автоматизации звуков, добавьте улыбку, шутку, веселье, радость, тогда успех гарантирован!