Ребусы – увлекательные головоломки, которые очень нравятся детям. А ещё они исключительно полезны для тренировки логического и пространственного мышления и, конечно, для развития речи! Что представляет собой ребус? Это слово или словосочетание, зашифрованные в цифрах, картинках, буквах и в других символах.
Но это ещё не всё.
Да, оказываются, ребусы можно использовать как отличное дополнение в обучении детей чтению. Для этого малышу может даже не потребоваться знать алфавит. Конечно, читать рассказы и стихи по ребусам у ребёнка вряд ли получится, а вот отдельные слова – без проблем. Этот навык, как показывает практика, очень вдохновляет малышей, мотивирует их на дальнейшее изучение букв и принципов составление слогов. Так что разгадывание ребусов смело можно назвать отличной подготовкой к более близкому знакомству с алфавитом.
Есть даже целая методика обучения чтению по ребусам, которая так и называется – «Ребус-метод». Она используется в формате устной игры, и её принцип – ориентация только на те звуки и слова, которые произносятся вслух. Так, сначала из слова выделяется первый звуковой склад (не слог!). К примеру, в слове «кошка» первый звуковой склад – «ко». Затем ребёнок начинает пробовать выделять склады из нескольких слов и составлять новые. На глазах малыша происходит настоящее волшебство – одни слова превращаются в другие!
Справка: слоги могут быть разной длины и состоять из любого количества букв («кош-ка», «а-ист»), склад – это одна-две буквы, не больше, он состоит из сочетания согласной и гласной, отдельной гласной/согласной либо согласной с твёрдым или мягким знаком («ко-ш-ка», «а-и-с-т»).
Интересный факт: подобие «Ребус-метода» было в ходу у древних шумеров – как известно, они записывали и читали тексты не буквами, а символами, пиктограммами.
Ребусы способны заинтересовать и привлечь каждого ребёнка. Именно поэтому их справедливо считают отличным мотиватором к обучению малышей.
Это очень простые ребусы – чтобы их разгадать, вовсе не обязательно даже знать буквы. Достаточно понять, что изображено на картинке, и назвать это. Если предметов несколько, они перечисляются слева направо, в единственном числе.
Пример:
На картинке изображены след от ботинка и учёный с химическими колбами. Первое слово – «след», второе – «опыт». Читая оба слова последовательно слева направо, получим «следопыт».
Более сложный вариант такого ребуса – картинка, на которой предметы изображены в перевёрнутом виде. В этом случае произносить их названия нужно справа налево.
Пример:
На картинке изображён кот вверх лапами. Соответственно, слово «кот» читается наоборот, правильный ответ – «ток».
Самый простой и понятный вариант головоломки. С ней может справиться ребёнок дошкольного возраста. Ребус имеет вид картинки с запятыми, которые могут в разном количестве располагаться перед иллюстрацией или после неё. Запятые указывают, сколько букв нужно отнять от изображённого на картинке слова.
Пример:
Картинка, на которой изображено облако, перед ним – две запятые, после него – одна. Это означает, что из слова «облако» нужно убрать две первые буквы и одну последнюю. Ответ – слово «лак».
В ребусах буквы используются в качестве дополнения к картинкам и усложняют задачу. Так, если буквы находятся справа или слева от картинки, изображающей предмет, значит, именно их нужно добавить в конце или начале этого слова соответственно.
Пример:
На картинке изображён рот, перед ним – буква К. Таким образом, к слову «рот» добавляется буква К, получается «крот».
Более сложные, но и более увлекательные задачи. В них отсутствуют символы, картинки, и используются исключительно буквы. Нужно смотреть, как слоги и буквы располагаются относительно друг друга и подбирать необходимый предлог.
Правила разгадывания:
Пример:
На картинке изображена буква Я, чуть за ней – буква Ц. То есть за Я находится Ц, получается «заяц».
Пример:
На картинке изображена буква А, внутри которой находится слог «та». Правильный ответ – «вата».
В этих ребусах используются и буквы, и разные картинки. Иногда они могут быть перевёрнутыми. Это означает, что слово, которое изображает иллюстрация, нужно читать справа налево. Картинка может дополняться символами, цифрами, буквами.
Пример:
На картинке изображён зубр, лежащий на спине, перед ним – буква А. Это означает, что слово «зубр» нужно прочитать наоборот – получится «рбуз». К нему добавляется буква А, правильный ответ – «арбуз».
Цифры в ребусах используются для того, чтобы заменить собой ту или иную часть слова. Также на рисунке могут присутствовать зачёркнутые цифры – это означает, что её необходимо убрать из слова.
Пример:
На картинке изображена цифра 40 и буква А. Правильный ответ – «сорока».
Пример:
На картинке изображён праздничный торт со свечками, зачёркнута цифра 1, под тортом – стрелка налево. Стрелка показывает, что слово «торт» следует читать наоборот, получается «трот». Далее первая буква убирается, результат – слово «рот».
В некоторых ребусах над картинкой могут быть изображены несколько чисел. Если их количество совпадает с числом букв в слове, значит, эти буквы нужно поменять и поставить в том же порядке, в каком идут числа.
Пример:
На картинке изображён кабан, над ним – ряд чисел: 3, 2, 5, 1, 4. Количество букв в слове и чисел совпадает, значит, буквы нужно переставить в том же порядке, в каком расположены числа. В результате получится слово «банка».