Ребусы: зачем они ребёнку и как их разгадывать

Ребусы – увлекательные головоломки, которые очень нравятся детям. А ещё они исключительно полезны для тренировки логического и пространственного мышления и, конечно, для развития речи! Что представляет собой ребус? Это слово или словосочетание, зашифрованные в цифрах, картинках, буквах и в других символах.

Польза ребусов

  • Развивают логическое мышление. Чтобы расшифровать слово, ребёнок должен рассуждать, изучать принципы расположения символов.
  • Тренируют память. Если в ребусе «спрятано» какое-либо длинное слово, ребёнок в процессе разгадывания запоминает фразы, слова, буквы.
  • Способствуют формированию нестандартного мышления. Любую картинку можно по-разному интерпретировать. А ещё ребусы можно разгадывать на скорость, что добавляет игре соревновательный элемент!
  • Тренируют скорость мышления и сообразительность, способствуют расширению словарного запаса.
  • Развивают коммуникативные навыки, речь. Ребёнок, решая ребусы, учится выражать свои идеи, мысли, правильно формулировать вопросы, объяснять, что он делает. 
  • Учат учиться. Дети активно осваивают новые для себя понятия, приобретают полезный навык решения различных задач.

Но это ещё не всё.

Как ребусы помогают детям учиться читать

Да, оказываются, ребусы можно использовать как отличное дополнение в обучении детей чтению. Для этого малышу может даже не потребоваться знать алфавит. Конечно, читать рассказы и стихи по ребусам у ребёнка вряд ли получится, а вот отдельные слова – без проблем. Этот навык, как показывает практика, очень вдохновляет малышей, мотивирует их на дальнейшее изучение букв и принципов составление слогов. Так что разгадывание ребусов смело можно назвать отличной подготовкой к более близкому знакомству с алфавитом. 
 
Есть даже целая методика обучения чтению по ребусам, которая так и называется – «Ребус-метод». Она используется в формате устной игры, и её принцип – ориентация только на те звуки и слова, которые произносятся вслух. Так, сначала из слова выделяется первый звуковой склад (не слог!). К примеру, в слове «кошка» первый звуковой склад – «ко». Затем ребёнок начинает пробовать выделять склады из нескольких слов и составлять новые. На глазах малыша происходит настоящее волшебство – одни слова превращаются в другие!

Справка: слоги могут быть разной длины и состоять из любого количества букв («кош-ка», «а-ист»), склад – это одна-две буквы, не больше, он состоит из сочетания согласной и гласной, отдельной гласной/согласной либо согласной с твёрдым или мягким знаком («ко-ш-ка», «а-и-с-т»).
 

Интересный факт: подобие «Ребус-метода» было в ходу у древних шумеров – как известно, они записывали и читали тексты не буквами, а символами, пиктограммами.

Ребусы способны заинтересовать и привлечь каждого ребёнка. Именно поэтому их справедливо считают отличным мотиватором к обучению малышей.

Правила разгадывания ребусов

  • Читать слева направо или сверху вниз. Если это нестандартный ребус, в нём посредством стрелок или текстовых фрагментов указывается, как именно его следует читать.
  • Не учитываются пробелы и знаки препинания. Это правило действует даже в случае со сложными и длинными ребусами, в которых «спрятаны» целые предложения.
  • Каждый символ и каждая картинка имеют значение. Ни одна иллюстрация и ни один знак в ребусе не присутствует просто так.
  • Слова используются в именительном падеже. А если в картинке зашифровано слово во множественном числе, это обязательно в ней обыгрывается – например, могут быть изображены две ноги, а не одна.

Ребусы из картинок

Это очень простые ребусы – чтобы их разгадать, вовсе не обязательно даже знать буквы. Достаточно понять, что изображено на картинке, и назвать это. Если предметов несколько, они перечисляются слева направо, в единственном числе.
 
Пример:
На картинке изображены след от ботинка и учёный с химическими колбами. Первое слово – «след», второе – «опыт». Читая оба слова последовательно слева направо, получим «следопыт».

 

Более сложный вариант такого ребуса – картинка, на которой предметы изображены в перевёрнутом виде. В этом случае произносить их названия нужно справа налево.
 
 

Пример:
На картинке изображён кот вверх лапами. Соответственно, слово «кот» читается наоборот, правильный ответ – «ток».

 

Ребусы с запятыми
 

Самый простой и понятный вариант головоломки. С ней может справиться ребёнок дошкольного возраста. Ребус имеет вид картинки с запятыми, которые могут в разном количестве располагаться перед иллюстрацией или после неё. Запятые указывают, сколько букв нужно отнять от изображённого на картинке слова.
 
Пример:

Картинка, на которой изображено облако, перед ним – две запятые, после него – одна. Это означает, что из слова «облако» нужно убрать две первые буквы и одну последнюю. Ответ – слово «лак».

 

Ребусы с буквами
 

В ребусах буквы используются в качестве дополнения к картинкам и усложняют задачу. Так, если буквы находятся справа или слева от картинки, изображающей предмет, значит, именно их нужно добавить в конце или начале этого слова соответственно.
 
Пример:

На картинке изображён рот, перед ним – буква К. Таким образом, к слову «рот» добавляется буква К, получается «крот».

Ребусы без картинок

Более сложные, но и более увлекательные задачи. В них отсутствуют символы, картинки, и используются исключительно буквы. Нужно смотреть, как слоги и буквы располагаются относительно друг друга и подбирать необходимый предлог.
 
Правила разгадывания:

  • Если слово, слог или буква располагается под или над другими словами, слогами или буквами, они читаются с соответствующими предлогами – то есть «под» или «над». Сначала следует читать сам предлог, затем – то, что изображено на основной картинке, далее – букву или слог, которые находятся над или под основой.
  • Если буква или слог находятся на картинке перед другой буквой или за ней, для чтения используются предлоги «перед» или «за». Сначала нужно читать соответствующий предлог, далее – букву или слог на основной картинке, последними – букву или слог, которые находятся за или перед основной.
  • Если буква или слог на картинке вписаны в другую букву, их следует читать с предлогом «в». То есть сначала читается предлог, затем буква, в которую вписаны другие буква или слог, а после – уже они сами.

Пример:
На картинке изображена буква Я, чуть за ней – буква Ц. То есть за Я находится Ц, получается «заяц».

Пример:
На картинке изображена буква А, внутри которой находится слог «та». Правильный ответ – «вата».

Ребусы с иллюстрациями и буквами

В этих ребусах используются и буквы, и разные картинки. Иногда они могут быть перевёрнутыми. Это означает, что слово, которое изображает иллюстрация, нужно читать справа налево. Картинка может дополняться символами, цифрами, буквами.
 
Пример:
На картинке изображён зубр, лежащий на спине, перед ним – буква А. Это означает, что слово «зубр» нужно прочитать наоборот – получится «рбуз». К нему добавляется буква А, правильный ответ – «арбуз».

Ребусы с цифрами

Цифры в ребусах используются для того, чтобы заменить собой ту или иную часть слова. Также на рисунке могут присутствовать зачёркнутые цифры – это означает, что её необходимо убрать из слова. 
 
Пример:
На картинке изображена цифра 40 и буква А. Правильный ответ – «сорока».

 
Пример:
На картинке изображён праздничный торт со свечками, зачёркнута цифра 1, под тортом – стрелка налево. Стрелка показывает, что слово «торт» следует читать наоборот, получается «трот». Далее первая буква убирается, результат – слово «рот».

 

В некоторых ребусах над картинкой могут быть изображены несколько чисел. Если их количество совпадает с числом букв в слове, значит, эти буквы нужно поменять и поставить в том же порядке, в каком идут числа.
 
Пример:
На картинке изображён кабан, над ним – ряд чисел: 3, 2, 5, 1, 4. Количество букв в слове и чисел совпадает, значит, буквы нужно переставить в том же порядке, в каком расположены числа. В результате получится слово «банка».