Гленн Доман: как дети могут научиться «читать» уже в год

«Когда мама полуторагодовалого ребёнка спросила меня, не рано ли ему начинать занятия, я сказал, что вы уже опоздали», – это ключевая мысль в книгах американского врача-нейрофизиолога, исследователя и основателя научного института, названного в его – Гленна Домана – честь. И каждая из этих книг уже десятки лет остается бестселлером, переиздаётся на разных языках всё новыми тиражами.

Изначально врач занимался поиском методов развития и социализации детей с тяжёлыми врождёнными поражениями головного мозга. И когда его методики стали приносить результаты, безнадёжные, как думали другие врачи, дети стали развиваться и даже обгонять здоровых сверстников по ряду интеллектуальных показателей. Тогда Гленн Доман подумал: а почему бы не использовать подход и для развития здоровых малышей? Вот тут результаты оказались ошеломительными.

Успеть до шести лет

Любой родитель согласится с основной идеей нейрофизиолога. Доман подчёркивал в своих работах, что львиную долю знаний и навыков человек получает в «нежном» возрасте. Он учится владеть своим телом, ходить, говорить, запоминает названия огромного количества предметов вокруг него, осознаёт причинно-следственные связи и многое другое. А в случае с родителями разных национальностей без труда осваивает два или даже больше языков, которые становятся для него родными. 

И это происходит как бы само собой, без всех тягот, с которыми у нас обычно ассоциируется обучение. Такова специфика развития мозга – чем младше человек, тем быстрее и легче происходит его обучение, чем старше он становится, тем сложнее и меньше новых знаний он усваивает. 

Самый главный вывод Домана в том, что до шести лет человек получает чуть ли не больше знаний, чем за всю оставшуюся жизнь, при этом все процессы проходят максимально просто и эффективно. А дальше начинают замедляться. Но, вопреки здравому смыслу, именно после шести лет дети идут в школу и начинают погружаться в процесс образования. Вот такой парадокс. Доман же предлагает по максимуму использовать дар природы и учить детей без напряжения.
 

Изначально врач занимался поиском методов развития и социализации детей с тяжёлыми врождёнными поражениями головного мозга. И когда его методики стали приносить результаты, безнадёжные, как думали другие врачи, дети стали развиваться и даже обгонять здоровых сверстников по ряду интеллектуальных показателей. Тогда Гленн Доман подумал: а почему бы не использовать подход и для развития здоровых малышей? Вот тут результаты оказались ошеломительными.

Успеть до шести лет

Любой родитель согласится с основной идеей нейрофизиолога. Доман подчёркивал в своих работах, что львиную долю знаний и навыков человек получает в «нежном» возрасте. Он учится владеть своим телом, ходить, говорить, запоминает названия огромного количества предметов вокруг него, осознаёт причинно-следственные связи и многое другое. А в случае с родителями разных национальностей без труда осваивает два или даже больше языков, которые становятся для него родными. 

И это происходит как бы само собой, без всех тягот, с которыми у нас обычно ассоциируется обучение. Такова специфика развития мозга – чем младше человек, тем быстрее и легче происходит его обучение, чем старше он становится, тем сложнее и меньше новых знаний он усваивает. 

Самый главный вывод Домана в том, что до шести лет человек получает чуть ли не больше знаний, чем за всю оставшуюся жизнь, при этом все процессы проходят максимально просто и эффективно. А дальше начинают замедляться. Но, вопреки здравому смыслу, именно после шести лет дети идут в школу и начинают погружаться в процесс образования. Вот такой парадокс. Доман же предлагает по максимуму использовать дар природы и учить детей без напряжения.
 

Успеть за 15 секунд

Сегодня родители могут легко купить карточки Домана, которые необходимы для использования методики, а когда-то энтузиасты изготавливали их вручную. Причём автор подробно описывает в книгах: размер карточек из белого картона – 10х50 см, высота букв – 7,5 см, цвет букв – изначально красный, а по мере продвижения в мастерстве чтения размер шрифта уменьшается, а цвет меняется на чёрный. Всё это важно для восприятия маленького ребёнка. Так что кропотливым был не сам процесс обучения, а подготовка к нему. 

Суть методики обучения довольно проста. 

1.    Взрослый «ловит» спокойное, но активное состояние малыша – он не должен быть ни перевозбуждён, ни переутомлён, ни расстроен. 
2.    В течение 15 секунд показывает ему 5 карточек, то есть в среднем по 3 секунды на каждую. 
3.    Показывая каждую карточку, нужно произнести слово, написанное на ней, и проследить, чтобы малыш смотрел на карточку. 
4.    Начинать занятия нужно с 5 существительных, их необходимо показывать 3 раза в день по 15 секунд. Далее добавляются ещё комплекты по 5 новых слов. В день можно использовать 3 комплекта, каждый показывать по 3 раза. Итого: время ежедневных занятий составляет чуть больше двух минут. 

В книге всё это понятно и подробно расписано. Родители, которые использовали метод, отмечали, что дети воспринимают занятие как игру, особенно если взрослый включается и читает слова эмоционально ярко. 

Что же касается алфавита и прочих привычных для традиционных методик вещей, Доман предлагает вернуться к ним позже, когда ребёнок уже легко читает и способен усваивать абстрактную информацию.