Чтобы натренировать речевой аппарат и помочь ребёнку говорить чище, были придуманы упражнения речевой разминки. Они подходят как для совсем маленьких начинающих говорунов, так и для школьников. И помогают не только улучшить дикцию, но и развивают внутреннюю свободу и артистизм! Но для начала узнаем про то, как речь развивается.
Этот процесс начинается буквально с первых дней жизни малыша, во время каждого периода происходят важные процессы:
Речевой аппарат человека устроен очень сложно, одна его часть включает головной мозг, который посылает сигналы остальной части – мышцам, связкам и костям, которые непосредственно участвуют в произнесении и артикуляции. У маленьких детей это взаимодействие ещё несовершенно, да и само тело продолжает развиваться, поэтому усталость, недомогание, рассеянное внимание может немедленно сказываться на ухудшении речи. Возникают трудности и при определённых сложных комбинациях звуков в отдельных словах.
Задач по развитию речи бывает множество, и на каждую придуманы свои упражнения. К ним относятся скороговорки, стишки на верное звукосочетание, распевки и многие другие. Если родители не могут самостоятельно понять, что необходимо именно их малышу, можно обратиться за помощью к логопеду, он подберёт эффективные упражнения, мы же приведём как пример универсальные и полезные для большинства детей.
Также важно понимать, что речевая разминка – это комплекс упражнений на разные задачи:
Они, кстати, и для здоровья очень полезны, потому что помогают ребёнку дышать правильно, полноценно задействуя все отделы лёгких. А ещё тренируют диафрагму – мышцу, которая играет важную роль в нашем теле. Основная задача – научить ребёнка дышать глубоко, ритмично, вдыхать носом, при необходимости задерживать дыхание и в целом управлять этим процессом.
Пример упражнения:
Набрать полную грудь воздуха, так, чтобы даже животик немного надулся, сделать губы трубочкой и выдыхать медленно-медленно. Можно привнести соревновательный элемент и попросить выдыхать со звуком: кто «прогудит» дольше, тот победил!
Также можно тренировать дыхание, стараясь выдохом сдувать лёгкие бумажки со стола.
Если ваша задача просто закрепить усвоенные речевые навыки, подойдут любые скороговорки или стишки, которые можно читать в ускоренном темпе. Также полезно тренировать речь, переходя на шёпот, замедляя темп, выделяя отдельные буквы. Со скороговорками важно начинать с медленного темпа, постепенно его ускоряя, также полезно обсуждать эти упражнения, чтобы ребёнок анализировал то, что делает.
Если малышу трудно произносить отдельные звуки, то упор нужно делать именно на них. Здесь большое значение имеет правильная артикуляция, постановка языка, поэтому начинать такую работу лучше со специалистом.
Пример упражнения:
Классическая распевка для хористов предполагает пропевание гласных с согласными, можно и просто чётко их проговаривать:
«Ба-бэ-би-бо-бу, ва-вэ-ви-во-ву, га-гэ-ги-га-гу» и далее по алфавиту.
«Та-ра-та-ра-та-ра-ра, мы поймали комара!»
«Сел-зол-гул-вол» и другие.
«Каши» в разговоре поможет избежать тренировка мышц языка, щёк, нижней челюсти, губ. Чем свободнее владеет ими человек, тем чётче его произношение. Поэтому в упражнениях мы работаем ими утрированно ( то есть преувеличенно, слишком подчёркнуто).
Пример упражнения:
Можно перекатывать из одной щеки в другую невидимый орешек, рисовать кончиком языка круги и квадраты по внутренней стороне сначала одной, потом другой щеки. Можно пытаться достать языком до носа, делать утиные губы. Болтать языком в стороны. Это весело, смешно и очень полезно.
С детьми постарше можно беззвучно проговаривать простые слова и угадывать их по артикуляции.
Монотонную речь сложно назвать красивой, поэтому умение передавать в разговоре эмоции, ставить акценты также необходимо развивать. Конечно, мы не знаем, кем станет пока ещё крошечный человек, но вполне возможно, что ораторское искусство сыграет в его взрослой жизни ключевую роль. А пока это послужит его развитию, в том числе расширит эмоциональный интеллект.
Суть упражнений проста и сложна одновременно. Нужно произносить одно и то же слово или фразу с разными эмоциональными окрасками: грустно, весело, грозно, умоляюще, вопросительно, безразлично и так далее. Также интересно менять смысл фраз, делая акцент на разные слова.
Пример упражнения:
Кот сегодня позавтракал уже четыре раза!
Кот сегодня позавтракал уже четыре раза?
Кот СЕГОДНЯ позавтракал уже четыре раза?
Кот сегодня позавтракал уже ЧЕТЫРЕ раза?
Такие разминки занимают всего несколько минут, их можно использовать, чтобы переключиться между другими занятиями. Они могут стать вашим любимым времяпрепровождением, а также частью игры или чтения перед сном. И в любом случае они принесут ребёнку огромную пользу.