«Живая азбука» Елены Бахтиной: ни один ребёнок не зевнёт!

Вы когда-нибудь задумывались, почему многие буквари вызывают у малышей желание спать, зевать и глядеть куда угодно, только не в книгу? А ведь буквы – это ключи к миру сказок и удивительных историй! Но как объяснить это малышу, если он пока ни-че-го не понимает?

Создатель своей школы и педагог Елена Бахтина разработала методику, превратившую знакомство с алфавитом в захватывающее приключение, во время которого вы встретитесь с буквами,  которые носят ботинки и здороваются с читателями. Давайте разбираться, в чём суть метода.

В чём секрет «живых» букв?

Методика Бахтиной легла в основу книги «Букварь для малышей от двух до пяти». Главная задача книги – познакомить ребёнка с буквами и научиться произносить звуки спокойно, без стрессов, в режиме «само собой получилось».  Эта книга – своего рода тренажёр для чтения. По нему можно готовиться к школе.

Как устроена «Живая азбука»? Она строится на принципе «оживших» букв. Каждая буква – это персонаж с характером, историей и настроением, совсем не похожий на других обитателей этого мира букв. Например, А – это малыш, который кричит «А-а-а!» в кроватке, Л – предлагает пририсовать ей на «хвостике» ладошку и поздороваться, а Ж – это жук с усиками, который весело жужжит и снимает шляпу. Ну что, воображение заработало? Ещё бы!

Такой подход позволяет детям не просто механически заучивать символы, а глубоко прочувствовать их, связать с реальным миром и подключить к этому всему фантазию.

Важно! Рассматривая некоторые картинки, родителям может прийти в голову вопрос: «Ну и как малыш это запомнит? При чём тут буква П и “папины ботинки”»? Не переживайте, за вас об этом уже подумала автор книги, она хорошо знакома с психологией детей и разрабатывала материал специально для них.

Для какого возраста подходит методика?

Как понятно из названия, для малышей от двух до пяти лет. Детям постарше она уже не так интересна, потому что многие в их возрасте с буквами, слогами и чтением уже знакомы.  

Как устроена методика

Удобно, что в начале книги есть рекомендация для родителей, как правильно пользоваться этим букварём. Для неопытных мам и пап, которые не очень сильны в педагогике, это настоящая палочка-выручалочка.

Обязательно почитайте перед началом занятий. Основной посыл тут – ребёнка 2–3 лет можно научить читать за 4 месяца!

Методика Бахтиной включает несколько этапов:

  1. Знакомство с буквами через образы. Родители и дети не просто рассматривают буквы, а полноценно взаимодействуют с учебным материалом: рисуют, играют, придумывают истории про буквы. Это будет очень весело! Увидите, как Э показывает всем язык, а Х – заставляет хохотать!
  2. Далее идёт закрепление материала. Ребёнку предлагается проговорить весь алфавит примерно за две минуты. Конечно, подглядывая в букварь. Если малыш справился, смело двигаемся дальше и переходим к более сложным заданиям.
  3. Приступаем к игровому складыванию букв в слоги. Например, буква П (папа) приносит букву А (малыш) на руках, и вместе они превращаются в слог «ПА». Этот этап называется «дружбой» букв. Всё логично: когда они вместе, появляется какой-то новый слог.
  4. Постепенно переходим к чтению слов. Так как каждый символ уже связан с образом, ребёнку легче понимать, как именно буквы соединяются. Сначала вас будут ждать совсем простые слова, но постепенно они будут усложняться.
  5. Периодически в книге появляются разные интересные задания. Можно будет покукарекать, как петушок, или прочитать слоги на разноцветных листочках. Скучать не придётся!
  6. В конце книги напечатаны буквы, которые предлагается вырезать, чтобы малыш мог с ними играть и запоминать. Детям это особенно нравится, ведь так буквы, которые кажутся скучными символами на бумаге, в буквальном смысле слова сходят со страниц книги, «оживают» и врываются в пространство игры. Теперь они могут летать, прятаться и скакать, как волшебные животные!

Как читать книгу?

Можно идти по порядку, а можно открывать книгу на любой первой попавшейся букве! Каждой из них здесь выделена целая страница.

Почему этот метод эффективен

  • Процесс подключает эмоции. Малыш не просто видит в книге букву А. Она превращается для него в настоящего героя сказок и игр!
  • Работает ассоциативное мышление. Запоминание букв происходит не через заучивание, а через ощущения и работу воображения с образами.
  • Прогресс. Многие мамы отмечают, что дети запоминают буквы уже в 2 года! При этом усилий взрослый прикладывает в разы меньше, чем если бы заставлял ребёнка зубрить азбуку.
  • И дома, и в парке. Занятия можно проводить где угодно – на кухне, на прогулке, в машине. Главное – делать это в удовольствие.

Как внедрить методику в игру с ребёнком?

  • Вместе «оживляйте» буквы: рисуйте их, представляйте, какой у них может быть характер!
  • Придумывайте истории: кто из букв сегодня путешествует, какие приключения у них происходят.
  • Используйте окружающий мир: буква О может быть солнышком, а буква Д – домиком на детской площадке.

Методика Бахтиной доказывает, что обучение чтению – это не нудное

повторение, а своего рода творчество. Когда ребёнок видит в буквах друзей, чтение становится естественным процессом. Задача родителей тут ещё и в том, чтобы не торопить ребёнка. Главное – увлечение процессом, а не скорость усвоения.