Дошкольный возраст – особенное время, когда у ребёнка интенсивно развиваются мышление, внимание, восприятие и память. Дети в этом возрасте без проблем запоминают сказки, считалочки и стихи. Но только в том случае, если они им интересны. Задача родителей – этот интерес развить.
Для улучшения памяти и речи у дошколят опытные педагоги рекомендуют использовать проверенных временем «помощников» – стихи. Учить их наизусть полезно по нескольким причинам.
Кстати, некоторым малышам очень нравится рассказывать стихи на импровизированной сцене или, скажем так, «на табуретке». Чтение стихов вслух открывает путь к публичным выступлениям, помогает снять зажимы, развивает актёрский и ораторский талант.
Начинать учить стишки можно с самого раннего возраста, но оптимальный период для так называемого произвольного запоминания – с 4-х лет. Это когда мы запоминаем что-то намеренно. Чем больше стихов ребёнок выучит в этом возрасте, тем более обширным будет объём его памяти.
Дети с лёгкостью запоминают короткие стихотворения, в которых описывается то, что им уже знакомо – другие дети, животные, игрушки. Важно, чтобы в произведении было больше простых существительных и глаголов. Оптимальный вариант – простые четверостишия с ярко выраженными и чёткими рифмами.
Например:
До чего смешной зверёк
Носит колкий пиджачок!
Не пугайся, это ёж,
На клубочек он похож.
В этом возрасте ребёнок способен запоминать внушительные объёмы стихов, в том числе такие тексты, в которых присутствуют метафоры, эпитеты. Дети могут научиться не только запоминать, но и читать стихи «с выражением» и осмысленно.
Со старшим дошкольником можно учить стихотворения, сложные с художественной и содержательной точки зрения. Ребёнку будут интересны и полезны небылицы, шутливые стихи, перевёртыши. Важно, чтобы текст соответствовал темпераменту дошкольника, его возрасту и уровню развития.
Например:
Хорошо костёр горит,
Когда кто-то норовит
Хворост бросить на растопку.
Осторожно! Ведь без толку
Разжигать огонь опасно –
Осознайте это ясно!
ИЛИ
Эхо, Эхо! Отзовись!
Ну-ка, Эхо, покажись!
Поиграем в прятки!
Ждут тебя ребятки!
Эхо пряталось в саду,
И в лесу, и на пруду.
Мы искали, как могли –
Эхо так и не нашли!
Перед тем, как приступить к заучиванию, расскажите малышу о стихотворении: его сюжет, название, автор. Следующий этап – чтение его вслух взрослым, после чего у ребёнка можно спросить, понравились ли ему стихи, какие чувства он испытал. Затем прочтите стихотворение вслух ещё раз – уже с прицелом на запоминание.
Способов выучить стихи, как не удивительно, много. Расскажем о самых популярных и эффективных. Какой выбрать – зависит от возраста детей, уровня их развития.
Считается самым распространённым. Стихотворение разучивается с делением по куплетам, которые затем объединяются. Здесь часто используют элементы игры – например, ребёнок может самостоятельно подбирать рифму к определённому слову, отвечать на вопросы, если они есть в тексте.
Другой вариант – игра с мячом: одну строку произносит взрослый, бросая ребёнку мяч, дальше продолжает дошкольник и передаёт мяч взрослому.
А ещё можно сыграть в так называемый «снежный ком». Игра устроена так: взрослый читает только одну строку несколько раз, чтобы ребёнок её запомнил. Далее он воспроизводит эту строку, после чего к ней добавляется следующая. Затем произносятся уже две строки вместе, к ним добавляется третья. И так далее.
Он подойдёт детям, у которых развита зрительная память. Одновременно с чтением стихотворения вслух можно демонстрировать ребёнку изображения упоминаемых в тексте предметов или персонажей. Здесь появляется смысловая связь между картинками и словами, и дети лучше понимают смысл текста, запоминают рифмованные слова, следят за событиями и их развитием. Вскоре ребёнок может попробовать прочесть стихотворение на память, используя всё те же картинки. Ну а после того, как стих будет выучен, к изображениям уже можно не прибегать.
Какими могут быть вспомогательные картинки? Готовыми, например, скачанными из Интернета, или нарисованными взрослыми. Достаточно разбить стих на строки и к каждой подобрать тематическое изображение. Важно, чтобы оно было запоминающимся и ярким, своего рода ориентиром при заучивании стихотворения.
Сначала взрослый читает вслух стихотворение полностью и с выражением, после чего предлагает ребёнку как бы «изобразить» стих, «сыграть» его. Движения можно придумать заранее или «изобрести» уже в процессе, но обязательно при участии самого ребёнка. Действием можно сопровождать и каждую строку, и каждое слово.
Чем привлекателен этот метод? Детям он очень интересен, и они с большим удовольствием разучивают стихи «в движении». Эффективность запоминания повышается в разы, а ещё этот процесс развивает внимание, пространственное мышление, координацию движений.