Одной из самых больших проблем современной молодёжи исследователи называют недостаточно развитую речь, затрудняющую процесс коммуникации. Гаджеты заменяют детям игрушки, книжки и общение со сверстниками. Слово подменяется яркой «живой» картинкой или предстаёт в упрощённом и зачастую искажённом виде.
Главное, что может противопоставить этой разрушительной тенденции ответственный родитель, – это, конечно же, регулярное общение со своим ребёнком. С детьми любых возрастов психологи советуют играть в словесные игры. Они помогают развивать внимание, память, речь и мышление.
Для детей этого возраста словесные игры рекомендуется сопровождать наглядным материалом: крупноформатными яркими картинками и игрушками. Взрослый обязательно должен «познакомить» малыша с героями игры, сделать её более живой и эмоциональной. Приведём несколько наиболее характерных примеров.
Малышу дарят новую игрушку, например, куклу – девочке, мишку – мальчику. При этом дарители выстраивают ролевой диалог с ребёнком, показывая на разные части игрушки, например: «Привет! Я кукла Катя! Посмотри, какая я красивая! А что это у меня такое нарядное есть? Правильно, платье! А это? Ах, шляпка! А вот это что? Туфельки!» и т.д. Или: «Ой, а что это такое у нашего мишки на мордочке? Да, это глазки! Вот один глазик, вот второй! А что это у него на головке? Верно, это ушки у мишки!» и т.д.
Вариантом этой игры может быть игра в доктора: «А что у нас болит?» Доктор приходит лечить игрушку: «Что же у нашей Катеньки болит, что доктору надо полечить? Зубки у неё болят? Ну, давай полечим зубки! Носик? Хорошо, теперь носик полечим!»
Важно, чтобы ребёнок не только показывал пальчиком, но и проговаривал нужное слово. Постепенно можно усложнять сценарий, спрашивать, какого цвета у куклы волосы или платье, какой формы у мишки ушки или носик, чем доктор будет лечить Катеньку.
Эта игра помогает запоминать названия животных и их детёнышей, усваивать некоторые элементарные правила словообразования и образования грамматических форм. К примеру, на картинке ребёнку показывают зайчонка: «Смотри, это зайчонок, он потерялся. Надо позвать его маму и папу. Как их зовут? Что мы будем кричать? Заяц, зайчиха, где вы? Скорее бегите к своему зайчонку! Вспомните о бедном зайчонке! Пожалейте маленького зайчонка!» Естественно, понадобится и вторая картинка с изображением мамы-зайчихи и папы-зайца. И ещё много других: медведь, медведица и медвежонок; волк, волчица и волчонок; лис, лисица и лисёнок и другие. Можно использовать специальные книжки и наборы карточек, можно распечатать красивые фотографии или рисунки на цветном принтере, а можно сэкономить и самостоятельно нарисовать семейки зверят или слепить их фигурки из пластилина.
В качестве продолжения этой игры можно использовать похожие, также связанные с изучением мира животных: «Чей домик?» и «Чей обед?». Семья медведей живёт в берлоге и на обед хочет мёд, семья зайцев спешит в нору, чтобы попробовать свежую капусту и морковку, беличье семейство весело лезет в дупло за шишками и орешками.
Любимая игрушка малыша начинает прятаться по всей комнате, а его задача – называть, где именно: эта игра помогает не только расширить бытовой словарный запас, но и правильно усвоить предложно-падежные конструкции. «Где же спрятался твой хитрый клоун (Буратино, Чебурашка, трансформер – на самом деле, кто угодно)? Ну-ка, скажи, а то я что-то не вижу! Под столом? И верно! А теперь? На книжной полке? Нет? В шкафу! За папиным костюмом! Вот здорово!» Вместо игрушки можно взять какой-нибудь предмет, который нужно будет потом использовать по назначению (набор карандашей, расчёску) или сладость, которая послужит финальной наградой юному игроку (конфета, пряник в нарядной упаковке).
Такой возраст детские психологи и педагоги дошкольного образования часто называют возрастом «почемучек». Это период наибольшей познавательной активности, абсолютной открытости новым знаниям. Детям на этом этапе чаще всего рекомендуются игры, основанные на сравнении. Визуальная составляющая для них по-прежнему важна, но уже чуть в меньшей степени, чем на предыдущем этапе.
Игра, которая учит дошкольника подбирать антонимы (о чём он ещё, конечно, не догадывается), существует в огромном количестве вариаций.
Например, малыш и мама могут по очереди превращаться в «упрямого ослика» (надевать самодельную маску или передавать друг другу плюшевую игрушку), который всё говорит наоборот:
– Сегодня денёк солнечный?
– Нет, дождливый!
– Этот стул высокий?
– Нет, низкий!
– Чай был сладкий?
– Нет, солёный!
Или разыгрывается история двух куколок-сестричек, на условной сцене появляются Послушница и Упрямица: Послушница стирает одежду, а Упрямица – пачкает, Послушница гладит, Упрямица – мнёт, Послушница шьёт одежду – Упрямица распарывает, Послушница вешает на стену картину, Упрямица – снимает.
Или же семья вместе со сказочной Алисой оказывается в Зазеркалье, где всё по-другому, не так, как в обычном мире: снег не белый, а чёрный, огонь не горячий, а холодный, огурцы не солёные, а сладкие.
Во всех этих случаях неизменной остаётся суть замысла: ребёнку необходимо самостоятельно создать словесную конструкцию, противоположную исходной по значению.
Играющему (-им) предлагается убрать лишнее понятие из одного логического ряда: «В саду росли розы, тюльпаны, хризантемы и картошка», «На витрину кондитерской выставили пирожные, печенье, кексы, колбасу и торты», «Самолёты, аисты, ласточки и грачи улетают на юг».
Игра существует в разных вариантах: может сопровождаться печатным иллюстративным материалом (вычёркивается лишняя фигура на картинке), может быть в формате «Волшебный сундучок» (в симпатичную коробочку прячут запакованные наборы вещей, лишние из которых следует убрать).
Игра на подбор синонимов: детям предлагаются различные сочетания, одно из слов нужно заменить похожим по смыслу. Например: чистое лицо – умытое лицо, чистый родник – прозрачный родник, чистый воздух – прозрачный воздух; дождь идёт – дождь льёт; мальчик идёт – мальчик шагает, пароход идёт – пароход плывёт; старая одежда – изношенная одежда, старый дом – древний дом, старый хлеб – чёрствый хлеб и т.д.
В этом возрасте активно формируется логическое мышление. Доступными становятся достаточно сложные речевые задачи: обобщение материала, классификация по различным признакам, анализ текста. Игры уже не предполагают обязательной визуализации, их можно использовать, к примеру, во время прогулки на свежем воздухе.
Взрослый предлагает ребёнку узнать предмет по признакам («Тут, конечно, всякий знает, что каким у нас бывает»), а потом они могут поменяться местами: ребёнок перечисляет признаки, а взрослый угадывает. Например: сладкий, круглый, плоский, масленичный – блин; кирпичный, пятиэтажный, многоквартирный – дом. Точно так же предмет может быть угадан по составным частям (коржи, повидло, кремовые розы – торт; обложка, страницы, шрифт, иллюстрации – книга) или соотносимым с ним действиям (светит, греет, сияет – солнце; клюёт, кудахчет, несётся – курица).
Называется какое-то обобщающее понятие, а дальше участники соревнуются, кто «соберёт» большую коллекцию конкретных наименований, к нему относящихся. Например: овощи – морковка, картошка, помидоры, огурцы, кабачки, баклажаны; деревья – клён, дуб, ель, сосна, берёза, рябина; одежда – юбка, брюки, блузка, рубашка, свитер, пальто; посуда – чашка, тарелка, блюдо, миска, ложка, вилка, нож и т.д.
В эту игру можно играть при помощи мяча («Мяч бросай и называй…»), в этом случае побеждает тот, кто вернул мяч с конкретным названием последним, а до этого ни разу не сбился.
К слову-паровозику, названному ведущим, игрок должен присоединить свой «вагончик» – следующее слово, как-то связанное с первым по смыслу: кошка – пушистая – белая – спит – на подушке. Из игры выбывает тот, на ком прервалась словесная цепочка. Победитель – тот, кто продержался дольше всех. Получившийся забавный текст можно записать и сохранить на добрую память.
На самом деле, конечно, словесных игр существует гораздо больше. Они придуманы абсолютно для всех возрастов: есть свои игры и для школьников, и для взрослых. Можно вспомнить хотя бы общеизвестные «Ассоциации», «Шарады», «Буриме», «Есть контакт!», «Крокодил» и многие-многие другие.