Как научить ребёнка говорить звук [Р]

Звук [Р] – особенный, ведь он самый трудный в произношении, он чаще всего последним появляется в речи ребёнка, и его отсутствие – самый частый речевой изъян у взрослых. Родители всегда замечают это нарушение у своего малыша и ищут специалиста, который поможет «зарычать».

Чтобы добиться красивого и правильного звука, потребуется много времени, иногда до полугода. Логопеды сходятся во мнении, что постановкой звука лучше заниматься специалистам. Однако, если у вас есть огромное желание помочь научится говорить звук [Р] вашему ребёнку, ему уже есть 5–6 лет и он чисто произносит все остальные звуки, действуйте!

Прежде чем пробовать различные варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях, поработаем над подготовкой речевого аппарата. А вообще, лучше пока поменять цель занятий: не «Учимся произносить звук [Р]», а «Учимся выполнять упражнения, которые потом помогут произнести звук [Р]». Успехи в достижении промежуточных целей (научился делать одно из упражнений, потом другое) вселяют в детей уверенность в своих силах, мотивируют делать больше и лучше, приближая к главной цели.

Вы спросите: «А как мы узнаем, что пора начинать постановку звука, что речевой аппарат готов?» Очень просто: во время выполнения упражнений у ребёнка исчезло напряжение, движения стали непринуждённые и координированные, задания выполняются легко и правильно. И если раньше он мог сопротивляться, отказываться, не хотел лишний раз их выполнять, то сейчас с удовольствием демонстрирует своё умение.

Обязательно объясняем ребёнку, зачем нужно научиться выполнять то или иное упражнение, как оно поможет!

Упражнения

«Лошадка». «Лошадка» – очень полезное и многофункциональное упражнение. Логопеды его используют как диагностическое. Они просят ребёнка пощёлкать язычком и наблюдают, как работают органы артикуляции. Становятся сразу заметны все недостатки в их работе: брызжет слюна, нижняя челюсть уходит назад, язык плохо присасывается либо не присасывается совсем или вообще не достаёт до нёба. Какие они делают выводы – нам сейчас не так важно, а важно то, что упражнение «Лошадка» хорошо само по себе, так как оно развивает те мышцы, которые могут поднять и удержать язык в верхнем положении, когда его кончик упирается в верхние зубы, что необходимо для постановки [Р].

«Грибок». Как научиться его делать? Если посмотреть в Интернете, то очень легко: «Открой рот, присоси язык всей плоскостью к нёбу». Ребенок: «Как это? Присосать…». Учим по подражанию. Делаем сами, показываем крупным планом и просим повторить. «Лошадку» освоили? Вот и цокаем вместе: громко-тихо, быстро-медленно. Чем вы веселее это делаете, тем интереснее ребёнку за вами повторять. «А теперь медленнее, ещё медленнее, совсем медленно, стоп! Застряли!» Показываем свой рот. Язык – на верхней части нёба. Это визуальная опора. Снова пробуем. Ловим тот момент, когда язык будет в нужном положении и концентрируем на этом внимание ребёнка. Говорим: «Стоп»! Подбадриваем и очень-очень много хвалим: «Вот-вот! Почти поймал! Почти получилось! Ещё разок! Молодец!». «Грибок» – опорное упражнение для звука [Р], если научились его выполнять, значит звук совсем рядом.

«Индюк» («Болтушка»). Упражнение, которое поможет выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части. Приоткрываем рот, кладём язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперёд и назад. Сначала выполняем медленно, затем темп убыстряем и добавляем голос: произносим «А». При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка: «бл-бл-бл». Язык широкий, не сужаем, не отрываем от губы (поглаживаем её), а движения – вперёд-назад, а не из стороны в сторону. И опять развлекаем: меняем тембр голоса, громко и тихо, весело и грустно.

«Змейка». Это дыхательное упражнение. Для звука [Р] нужна сильная воздушная струя, направленная по центру языка. Её и формируем с помощью этого упражнения. Нам понадобится пергаментная бумага. Вырезаем полоску размером 2x20 см. Её нужно прилепить на язык, расположив по центру, убираем язык за губы и дуем на полоску.  Если выдох будет достаточно сильным, то «язык» змейки начнёт двигаться, подниматься.

«Маляр». Улыбаемся и широко открываем рот. Представляем, что наш язычок – это кисточка. Будем «красить потолок». Кончиком языка проводим по нёбу, начиная от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Сопровождается выполнение упражнения стишком: «Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем». Упражнение очень хорошо помогает нам растянуть уздечку.

«Футбол». Упражнение, которое отлично помогает тренировать мышцы языка и тоже растягивает уздечку. Поочерёдно упираемся кончиком языка то в правую, то в левую щеку: «Поиграем мы в футбол. И забьём в ворота гол!»

«Барабанщик». Закрепляем верхний подъём языка, вырабатываем умение делать кончик языка напряжённым. Улыбаемся и широко открываем рот. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчётливо произнося звук, напоминающий «Д». Сначала звук произносим медленно, постепенно убыстряя темп. Самое главное – сохранить неподвижность нижней челюсти. Чтобы было веселее, поём звук на мотив песни «Танец маленьких утят» или «Голубой вагон».

Этих упражнений вполне достаточно. Выполняем усердно и регулярно. Хвалим и подбадриваем. Если через месяц-полтора регулярных занятий нет результата – идём к логопеду. А если ваш ребёнок справляется на отлично, переходим к главной цели.

Постановка звука

Способов очень много, рассмотрим самые действенные. Основная задача – выполнять упражнения регулярно. Начав постановку одним способом, не спешите в нём разочаровываться и переходить к другому. Проявляйте терпение. У ребёнка может получиться раскатистый [Р] с первого раза, а может понадобиться на это несколько недель.

Первый способ – от «Грибка». Выполняется в следующей последовательности:

  • присосать язык к твёрдому нёбу,
  • сделать глубокий вдох через нос (язык всё ещё держим),
  • сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

Выдох мы научились делать с помощью «Змейки». Контраст – напряжение при присасывании и расслабление при резком выдохе – вызывает вибрацию кончика языка.

От «Индюка». Делаем упражнение «Индюк»: широким языком на звуке [А] выполняем движения вперёд-назад. Только скользим не по губе, а по твёрдому нёбу.  В тот момент, когда язык касается альвеол, слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

От «Барабанщика». Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребёнку можно сказать, что будем пробовать завести мотор. Выполняем упражнение, следим, чтобы язык был широким и сильно напряжён. В это время прямым указательным пальцем самого ребёнка или своим пальцем (понимаем, что руки должны быть чисто вымыты, а ногти коротко пострижены), подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону. При правильном выполнении слышим рокочущий звук.

Автоматизация

Если вы вызвали вибрацию с помощью упражнений «Грибок» или «Индюк», то действуем по схеме:

  1. Произносим звук длительно на одном выдохе: «р-р-р-р». Затем прямые слоги: «ра-ро-ру-ры», потом обратные: «ар-ор-ур-ыр».
  2. Повторяем слоги, где звук находится между гласными: «ара-оро-уру-ыры», далее слоги со стечением согласных «дра-дро-дру», «тра-тро-тру», «кра-кро-кру».
  3. Теперь переходим к словам со звуком в разных местах: «трава», «рука», «забор», «корова», проговариваем словосочетания: «красный арбуз».
  4. Подключаем чистоговорки и стишки: «ра-ра-ра – рама, радуга, гора»; «тро-тро-тро – и ведро, и метро»; «ор-ор-ор – забор, топор, помидор».

Можно использовать сайты из Интернета с онлайн-играми, тренажёрами. Установите их на телефон или планшет, и ваш ребёнок с удовольствием самостоятельно будет автоматизировать свой [Р]. Однако помните, что приложения должны дополнять, а не заменять живое общение и традиционные игры!