Дислексия: как вовремя распознать расстройство навыков чтения

Учить ребёнка правильно говорить и читать может быть сложно – это знает каждая мама. Нелёгкий навык разными детьми усваивается совсем по-разному: кто-то схватывает всё на лету, а кому-то приходится прикладывать куда больше усилий. Но иногда трудности в обучении связаны совсем не с особым складом ума и характером, а с дислексией.

Что такое дислексия

Дислексия – это нарушение работы мозга, при котором у ребёнка возникают серьёзные трудности с чтением, пониманием прочитанного и даже услышанного, заучиванием, произношением. Иными словами, дислексия у детей – это проблемы с речью и чтением, будто малыш просто не понимает логики речи как таковой и пытается воспроизводить её без осознания внутреннего смысла. 

Назвать это болезнью нельзя. Скорее, это такая особенность работы мозга, при которой привычные нам тексты, фразы, слова не воспринимаются человеком так, как должны. 

Большая проблема дислексии – это то, что от неё нельзя избавиться полностью, однако если заметить её у малыша с ранних лет, дислексию можно практически свести на нет! 

Очень часто под дислексией понимают и другие расстройства, которые ей сопутствуют, например, дисграфия (то есть проблемы с письмом), дискалькулия (проблемы с арифметикой и восприятием чисел). Хотя эти нарушения не одно и то же, нередко они проявляются у ребёнка или даже взрослого все одновременно. 
 

Почему возникает дислексия 

Причин, по которой малыш не усваивает навыки чтения и речи, может быть несколько:

  • Генетическая. Ребёнок может страдать от дислексии по причине генетической предрасположенности, особенно если у некоторых членов семьи она диагностирована.
  • Физиологическая. Нередко причиной дислексии являются травмы или вредное влияние, пережитое как в утробе, так и в раннем детстве, например: гипоксия, воздействие никотина, алкоголя во время беременности и другие факторы.
  • Социальная. Часто генетическую или физиологическую предрасположенность дополняют и социальные факторы: несколько разговорных языков в семье (например, если родители говорят на разных языках), низкий уровень коммуникации, плохое преподавание или его полное отсутствие. 
     

Симптомы дислексии 

Распознать дислексию в раннем возрасте бывает довольно сложно, ведь каждый малыш уникален, и то, что на первый взгляд покажется расстройством, может оказаться обычной особенностью мышления, которая не скажется на дальнейшем обучении. 

Но чем старше ребёнок дошкольного возраста, тем очевиднее симптомы дислексии: уже к 5–6 годам можно поставить диагноз. Какие симптомы дислексии бывают?

  • Перестановка букв, слогов, чисел, пропуск некоторых букв при чтении и во время обычного разговора. Например, ребёнок может сказать «сотл», а не «стол», недоговаривать слоги («соба», а не «собака»).
  • Замедленное, неуверенное, путаное чтение.
  • Некорректное распознавание звуков, слов, предложений на слух.
  • Трудности при заучивании или повторении стишков, песенок (например, ребёнок не может точно повторить озвученное предложение).
  • Проблемы с координацией, в том числе с поддержанием ритма (например, хлопков в ладоши).
  • Частое непонимание прочитанного, смысл текста ускользает и не воспринимается ребёнком.
  • Некоторые симптомы дисграфии – расстройства навыков письма (поскольку дисграфия часто сопутствует дислексии), например: пропуск букв при написании слов, перемена их местами, замена букв схожими визуально.
  • Маленький словарный запас, трудности с заучиванием новых слов.
  • Зеркальное написание букв и символов – справа налево. 

При этом важно понимать, что дислексия не коррелирует с уровнем интеллекта малыша: очень часто бывает так, что родители, замечая у ребёнка высокий уровень интеллекта, отказываются верить в то, что у такого смышлёного малыша могут быть какие-либо расстройства. На деле же никакой взаимосвязи нет: современные учёные предполагают, что даже Эйнштейн страдал от дислексии, так что интеллект тут ни при чём.

Что делать, если у ребёнка дислексия

Если вам кажется, что вы замечаете за вашим малышом симптомы этого расстройства, не делайте поспешных выводов, но постарайтесь предпринять скорейшие меры: лучше всего как можно скорее показать ребёнка специалисту, чтобы опровергнуть диагноз или же подтвердить его, сразу же назначив профилактический курс. 

При постановке диагноза специалисты (нейропсихолог, нейролингвист, логопед) исходят сразу из комплексного подхода: они оценивают речевые навыки, навыки чтения и письма. 

Необходима профилактическая работа: хотя полностью избавиться от расстройства не получится – к сожалению, даже после терапии дислексия будет давать о себе знать, – его можно практически полностью подавить. 

С этим может справиться как специалист, так и сами родители: вы должны помнить, что люди с дислексией не могут воспринимать вещи так, как другие, на физиологическом уровне, поэтому криками и принуждением делу не поможешь. Малыша нужно подбадривать, находить наиболее комфортный для него способ восприятия информации и поддерживать во всех начинаниях. 

Помните: дислексия – не приговор, и правильный подход к борьбе с ней в раннем возрасте – залог счастливой и комфортной жизни малыша в будущем!