НАЗАД
Как учить
с детьми буквы
Как знакомить детей с буквами и когда формировать начальные навыки чтения? Основной критерий готовности ребёнка к изучению букв –
его интерес. Если малыш сам берёт книжки, водит пальчиком по строчкам, показывает на буквы – важно не упустить момент и начать знакомство с азбукой.

Однако кроме любопытства самого ребёнка есть и другой критерий – приближающийся первый класс…
С чего начать изучение алфавита
Итак, начинать следует с интереса ребёнка. Но его можно не только ждать, но и провоцировать. Как? При чтении вслух любимой истории ребёнка обращать его внимание на заглавные буквы, особенно, 
если они красиво оформлены в книге. Кроме того, можно сделать акцент на первой букве имени ребёнка: выделять её в тексте, проводить аналогии, перечислять слова, которые начинаются на эту же букву, придумывать ассоциации.

Также составляющими успеха в самом начале изучения букв являются:
  • Игра. Это ведущий вид деятельности ребёнка до семи лет, поэтому так важно с буквами играть: кубики, яркие карточки, буквы из картона, объёмные буквы из ткани, из дерева и так далее. Главное – игровой, сказочный элемент.
  • Развитие мелкой моторики. Буквы можно складывать из самых разных мелких предметов: бусин, макаронин, пуговиц, деталей мозаики или конструктора, маленьких крышечек.
  • Творчество. Сидеть с азбукой ребёнку быстро наскучит. Секрет успеха – разнообразие занятий. Разучивайте песни про буквы, рисуйте буквы пальчиковыми красками, лепите их из пластилина, выпекайте из слоёного теста, маршируйте под стихи про алфавит, вырезайте гирлянды из букв.
Каких ошибок следует избегать в изучении букв
Основные ошибки связаны с желанием родителей как можно быстрее и раньше обучить ребёнка чтению. Но если запастись терпением и забыть про амбиции, то ошибок легко избежать. Самых распространённых три:
1. Перегружать ребёнка информацией, учить по несколько букв в день. В такой ситуации про интерес речи уже не идёт, напротив, скоро возникает отвращение к учёбе и откат даже в том, чему уже научились.

Как делать правильно: учить одну новую букву за один раз и вовремя прекращать занятие, даже если оно в игровой форме. К следующей букве приступать только после усвоения предыдущей.
2. Сразу учить названия букв: «бэ», «вэ», «гэ» и так далее. Это затрудняет сложение букв в слоги и слова. Например, слово «баба» ребёнок прочитает как «бэ-а-бэ-а». Как делать правильно: сначала учить не названия букв, а звуки, которые они обозначают. Последовательность обучения строится так:

  • Учим звуки.
  • Учим слоги.
  • Складываем слоги в слова – читаем.

Названия букв ребёнок выучит позже, пусть даже в школе. Для навыка чтения это не так важно.
3. Учить буквы в алфавитном порядке. Дело в том, что при таком подходе гласные путаются с согласными, последние преобладают, и складывать слоги не получается.

Как делать правильно: сначала освоить 10 гласных, а затем согласные. После изучения каждой согласной можно соединять её с уже известными гласными, образуя слоги: «ва», «ву», «во», «ве», ви» и так далее. Так ребёнку будет проще научиться читать.
Даже если всё делать в правильной последовательности и проявлять терпение, порой хочется ускорить процесс, хочется, чтобы ребёнок «взял и начал читать». Для этого есть свои хитрости и упражнения.
Как ускорить процесс
запоминания букв
У психологов и педагогов есть свои приёмы для того, чтобы обучение проходило максимально эффективно. Это касается и создания атмосферы на занятиях, и самой методики обучения. «Хитрости» по созданию ситуации успеха и любопытства в процессе освоения знаний подходят для обучения любому навыку, в том числе изучению букв. Вот некоторые из них:
  • Отмечайте каждый успех ребёнка. Демонстрируйте радость от его правильных ответов, и он будет стараться снова и снова.
  • Вовремя заканчивайте занятие, пока ребёнку не наскучило. Пусть лучше ему хочется поиграть ещё, чем игра ему надоест.
  • Не оставляйте кубики с буквами или другую игру с азбукой вместе с остальными игрушками. Пусть они лежат на видном, но недоступном для ребёнка месте. Это создаст ощущение запретного плода, который, как известно, притягателен.
  • Во время занятия не заставляйте ребёнка сидеть смирно. Разрешайте выразить эмоции в движениях: попрыгать, похлопать в ладоши, покружиться. Особенно это касается детей 3-5 лет.
Упражнения для запоминания букв
  • Изображать буквы телом. Так, если поставить ноги на ширине плеч, а руки вытянуть вдоль тела и прижать, получится буква «Л». Можно изображать буквы и вдвоём с малышом, и показывать самому, чтобы ребёнок угадывал.
  • Объёмные буквы из дерева или пластмассы сложить в мешочек. Ребёнок достаёт по одной букве и называет. Можно усложнить игру и попросить разложить буквы в алфавитном порядке.
  • Трансформация предыдущей игры в лото. Кроме мешочка с буквами потребуются карточки, как для лото, но в окошках вместо цифр нужно нарисовать буквы. Если набор букв только один, то буквы на карточках не должны повторяться.
  • Предложить ребёнку дорисовать букве недостающие элементы, поставить «чёрточку» в нужном месте. Если ребёнок уже умеет складывать буквы в слова, можно зашифровать таким образом целое слово.
Часто упражнения рождаются сами собой в процессе занятий. Кроме собственной фантазии, можно использовать прописи, пособия, азбуки, в некоторых из них есть задания для детей и пояснения для родителей.
Пальчиковый театр
Дай имя предметам
Выложи букву
Если ничего не получается
Что делать, если ребёнок не запоминает буквы? Если кажется, что дело не движется или в какой-то момент застряло? Остановиться и сделать перерыв.

Возможно, ребёнок ещё не готов или произошло перенасыщение новой информацией. Нужно сделать паузу в несколько дней, недель или даже месяцев, а затем начать заново с простого. Разобраться 
с причинами подобной ситуации помогут знания о возрастных особенностях ребёнка.
Нюансы возраста ребёнка в изучении букв
В разном возрасте требования к познавательным способностям ребёнка тоже разные. В 3 года обучение буквам если и происходит, то сводится к рассматриванию картинок и тренировке узнавания знакомых букв, а в 6 лет изучение азбуки – это почти необходимость, и игры становятся более сложными и похожими на уроки.

Что следует учесть в разном возрасте:
3 года
В этом возрасте начинать обучение можно только в том случае, если малыш проявляет интерес и желание. Конечно, исключительно в игровой форме, со множеством ярких карточек и игрушек. 
Не дольше 5-7 минут в день.
4 года
К картинкам и игрушкам уже можно добавить кубики, настольные игры, магнитную доску.
5 лет
В этом возрасте следует объяснить ребёнку, зачем нужны буквы, как алфавит поможет ему читать книги про любимых героев.

В 5 лет дети любят повторять за родителями, поэтому хорошо показать пример.
6 лет
К играм добавляются буквари, азбуки, прописи. 
Занятия становятся продолжительнее (до 20-30 минут), можно проявлять к ребёнку больше требовательности в плане усидчивости и дисциплины. Желательно проводить занятия регулярно, в одно и то же время дня.
Как понять, что ребёнок выучил буквы? Если он называет и показывает букву, не задумываясь, на автомате, то эта буква усвоена. Если же ребёнок сомневается и думает, то эту букву он ещё не запомнил, её нужно повторять. Что значит называет букву «на автомате»? Это значит, что ребёнок отвечает за 1-2 секунды. Рано или поздно это произойдёт, одним детям потребуется несколько недель, другим – месяцев, у каждого своя норма.
Учить с ребёнком буквы: уже пора или ещё рано?
Трёх-, четырёхлетним детям сложно удерживать внимание и запоминать звуки, когда они еще толком не говорят. По мнению автора самого известного букваря, советского логопеда и педагога Надежды Жуковой, нет смысла спешить с изучением букв. Согласно её подходу, показатель готовности ребёнка к обучению чтению – умение произносить все звуки и более-менее распространённая речь. Ваш ребёнок это может? Значит, пора переходить к азбуке!

В современной системе образования принято, чтобы дети приходили в школу с уже сформированным навыком чтения. Учебная программа насыщенная и интенсивная, и научиться читать с нуля в первом классе успевают далеко не все дети. Для облегчения этого процесса и снижения стресса у ребёнка лучше начать 
изучать азбуку заранее, за год или два.
Составь слово
Используем 3D-ручку