Что приходит на ум, когда мы слышим «Азбука» или «Алфавит»? Конечно – иллюстрированное пособие, где напротив каждой буквы стоит понятная ребёнку картинка. Но к чему эти изображения привязаны? К звуку – А-аист, Б-бубен. Только малышу для начала нужно всё же запомнить, как выглядит сама буква, а потом уже – какой звук она в себе содержит. И тут привычные картинки совсем не подходят, потому что А ни на аиста, ни на автобус, ни на арбуз ни капли не похожа.
Ребёнку проще удерживать в памяти образы, а не абстрактные понятия. Поэтому каждая ассоциация должна быть визуально схожа с формой буквы. Этот устойчивый воображаемый образ приходит на ум быстрее, позволяя малышу легче осваивать алфавит. Самое эффективное решение – предложить ребёнку самому придумать эти образы, его личные ассоциации запомнятся уж точно навсегда.
К примеру, когда вы учите ребёнка букве А, задайте ему вопрос: «На что она похожа?» Если он не может сразу ответить, предложите пофантазировать вместе. Задавайте наводящие вопросы: «Может быть, буква А напоминает дерево? Или домик?» Это упражнение можно проводить не только дома, но и на улице, где вокруг много различных предметов.
Но если у малыша возникнут трудности, а это вполне нормально, попробуйте ему помочь – предложите свои ассоциации. Не бойтесь, фантазируйте смело, ваша цель не найти максимально достоверный образ, а помочь запомнить, как пишется буква. И тут, порой, чем абсурднее ваш вариант, тем быстрее будет достигнута цель.
А – шалаш или палатка, а посредине перекладина для сушки вещей, а ещё – опора для вьющегося цветка.
Б – пузатый человечек в бейсболке, яблочко на ветке.
В – бабочка, которая сложила крылышки. Или машинка с колёсиками, которая встала на дыбы!
Г – согнутый гвоздь или башенный кран.
Д – трактор на больших колёсах или сказочный домик.
Е – грабли, а ещё расчёска.
Ё – грабли с прилипшими листочками, ящик с торчащими гвоздиками.
Ж – тут сразу ясно – это жук, а может, бабочка?
З – змейка или расстегнувшийся браслет.
И – как молния или покосившийся забор.
Й – забор, на который села птичка.
К – птенец разинул клювик, а может, человечек поднял правую руку и правую ногу.
Л – это ноги великана или крыша домика.
М – две высоких горы рядом, а ещё – сломанный мостик.
Н – похожа на качели или на друзей, которые держатся за руки.
О – обруч, тарелка или колесо.
П – дверной проём, а может – футбольные ворота.
Р – ракетка для тенниса, а ещё – флажок.
С – сушка, которую надкусили, или месяц в небе
Т – молоток, как у папы, антенна на крыше.
У – рогатка, а возможно – рожки улитки.
Ф – глазастый филин или человечек, который упёрся руками в бока. А может, Чебурашка?
Х – раскрытые ножницы или старинная мельница.
Ц – кошачья лапка с коготком.
Ч – чайник с длинным носиком или перевёрнутый стул.
Ш – гребешок, шапка-ушанка с расправленными «ушками».
Щ – забор, за которым спряталась мышка, щётка.
Ъ – старинный ключ, а может, поварёшка на крючке.
Ы – толстый и тонкий человечки.
Ь – сапожок, а может, паровоз с трубой.
Э – птица в полёте или натянутый лук.
Ю – эта буква похожа на рыбку с хвостиком, а ещё на человечка с обручем в вытянутой руке.
Я – маленький человечек тащит огромный рюкзак на спине, а ещё она похожа на цветок.
Вы можете купить подходящие раскраски, нарисовать нужные фигурки сами, а дети постарше уже справятся с этой задачей без помощи взрослых. Внутрь попросите вписать соответствующую букву.
На время изучения алфавита используйте любое творческое занятие для закрепления. Лепите из пластилина как сами буквы, так и образы, ищите очертания в собранных красивых листочках, играйте в ассоциации с облаками.
Попробуйте играть с ребёнком в рисованные загадки. Для этого пригодятся картинки из книг – указывайте на предмет и просите вспомнить букву, на который он похож. Или рисуйте зашифрованные буквы и предлагайте ребёнку их распознать.
Сделайте семейным развлечением забавную игру: показывайте буквы с помощью пальчиков. Это упражнение не только помогает запомнить алфавит, но и развивает пространственное мышление. А дальше можно задействовать всё тело или даже привлекать на помощь родственников. Со старшими ребятами можно играть в буквенную разновидность «Крокодила», когда одна команда показывает загаданный образ с буквой, а вторая – отгадывает.
Загадки развивают сообразительность и логическое мышление у детей. При попытке разгадать загадку ребёнок сопоставляет образ предмета с условиями загадки. Например: «Две палочки наискосок, а посередине – поясок. Угадай, какая это буква?» Ответ – буква А. Вы можете найти множество разных загадок для всех букв русского алфавита в книгах и на нашем проекте, чтобы вместе с ребёнком весело провести время и закрепить изученные буквы.
Если ребёнок ещё не умеет хорошо рисовать самостоятельно, сделайте заготовки сами и предложите ему раскрасить. Это упражнение развивает мелкую моторику и улучшает работу мозга, а также способствует более быстрому запоминанию визуального образа буквы. А рисунки пригодятся вам для следующего упражнения.
Вырежьте рисунки и наклейте на плотный картон. Теперь у вас есть методическое пособие, которое ребёнок сделал сам. Можно придумать массу игр с этими карточками, к примеру, очень быстро показывать и убирать, а ребёнок должен успеть рассмотреть и назвать увиденное.