Повышаем мотивацию к обучению: как правильно хвалить ребёнка

Когда ребёнок учится читать, очень важно поддерживать его на пути к успеху и настраивать на новые достижения – то есть хвалить. Необходимо делать это правильно и стремиться к поиску «золотой середины» между поощрением и конструктивной критикой.

Три причины хвалить детей

Конечно, их больше, но назовём базовые!

  • Это формирует  самооценку и мотивацию. Ребёнок, который получает одобрение, начинает чувствовать свою важность и ценность, получает мотивацию развиваться дальше.
  • Это учит преодолевать трудности. Благодаря похвале ребёнок понимает свои преимущества и сильные стороны. Малыш знает – он справится, ему всё по плечу!
  • Это укрепляет отношения. Похвала способствует созданию доверительной, тёплой обстановки и атмосферы в семье. Главное условие – обоснованность похвалы и её искренность. Хотя… иногда можно и просто так похвалить, просто за то, что он у вас есть.

Как хвалить ребёнка – основные правила

  • Говорите «спасибо». Слова благодарности оказывают на ребёнка (да и на нас всех!) особое влияние. Благодарить желательно за определённые положительные действия и старания – так ребёнок поймёт, что его усилия не остались без внимания. Простой пример: малыш помог маме накрыть на стол, в ответ его следует поблагодарить, отметив, что это было очень важно.
  • Хвалите только за дело. Ребёнку необходимо объяснять, какое влияние на родителей, близких оказывают его поступки. Так, слово «Молодец!» можно заменить кратким рассказом о том, как и почему мама радуется успехам ребёнка в школе, его упорству и трудолюбию. Это поможет ему понять, что его усилия не проходят даром.
  • Хвалите искренне. Не следует хвалить исключительно ради самой похвалы, поскольку дети быстро распознают фальшь и в скором времени перестанут доверять взрослым. Похвала работает только в том случае, если она настоящая. И если ребёнок к чему-либо не приложил усилий, то от похвалы лучше отказаться, а вместо неё рассказать, что конкретно могло бы повлиять на результат и сделать его лучше.
  • Разделяйте критику и похвалу. Неправильный подход – хвалить ребёнка, чтобы подготовить его к дальнейшей критике. Фраза «Ты справился хорошо, но мог лучше» никакого педагогического смысла не несёт. Оптимальный вариант – всё-таки похвалить ребёнка за результат, а затем дать какой-либо конструктивный и ценный совет. Так ребёнок перестанет бояться того, как его оценивают родители, и начнёт воспринимать советы спокойно. Это может звучать так: «Ты отлично умеешь разгадывать ребусы, у тебя здорово получается! Кстати, попробуй ещё вот что: не торопиться и подольше думать над каждым ребусом. Уверена, так у тебя будет получаться ещё лучше – ты сам удивишься!»

Способы похвалы

Их очень много, и в силах каждого родителя – придумать свой собственный метод, подобрать нужные слова. Если ребёнок обучается, например, учит алфавит или осваивает чтение, его можно поддержать такими фразами:

  • «У тебя очень здорово получилось!»
  • «Ты действительно постарался, молодец!»
  • «Мне очень нравится, как ты прочитал это слово».

Признаки правильной похвалы:

  • Своевременность. Хвалить нужно сразу же после того, как ребёнок продемонстрировал результат.
  • Конкретность. Лучше, чтобы предметом похвалы становились определённые достижения или действия ребёнка.
  • Уместность. Сопоставляйте похвалу с теми усилиями, которые ребёнок приложил к достижению результата.
  • Вы сравниваете ребёнка только с ним же, с его прогрессом, а не с другими детьми!

Не делайте этого: как нельзя хвалить ребёнка

 

  • Вместо того, чтобы хвалить ребёнка только тогда, когда он что-то выполнил хорошо, лучше концентрироваться на его действиях и попытках. Пример: «Какой у тебя серьёзный настрой на чтение! Каждый день вижу тебя с азбукой, так ты уже совсем скоро начнёшь читать как взрослый!». Да, возможно, освоение букв у малыша пока идёт не слишком успешно. Зато ребёнок поймёт, что его усилия замечают и от них зависит успех.
  • Не преувеличивайте значение небольших неудач. Ошибаются все, и дети – не исключение. Если ребёнок допустил промах, не нужно подвергать его осуждению и строгой критике. Оптимальный вариант – сказать малышу: «Я видел(-а), ты очень старался, это отлично, а в следующий раз ты справишься ещё лучше!» Это даст ребёнку поддержку и мотивацию пробовать снова и снова.
  • Не стоит критиковать без помощи и обучения. Только мягкая критика, которая сопровождается поддержкой и помощью, будет эффективной в отношении ребёнка. Да и критика в этом плане не совсем подходит, а нужен, скорее, конструктивный совет. Если малыш ошибся, не стоит сосредотачиваться на замечаниях. Лучше предложить оптимальное решение и обсудить его вместе. Так ребёнок начнет становиться увереннее в своих силах и поймёт, что ошибки – это не страшно.
  • Если хвалить ребёнка слишком часто, сам смысл похвалы начинает утрачиваться. Но это не значит, что нужно быть скупым на похвалу.
  • Одобрение должно быть уместным и объективным. Если ребёнок однажды поймёт, что его хвалят незаслуженно, просто так, то похвала из уст конкретного взрослого просто перестанет иметь для него какой-либо смысл.

Баланс критики и похвалы – важный элемент воспитания целеустремлённого ребёнка, умеющего решать поставленные задачи, уверенного в своих силах. Искренние обратная связь и одобрение помогают малышам справляться со сложностями, развиваться и добиваться большего.