КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА И НЕ ВЫГОРАТЬ: 7 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

Вы начали учить ребёнка азбуке. Это здорово!

Малыш с интересом рассматривает буквы, повторяет за вами, послушно выполняет задания. Новое занятие полностью захватывает вас обоих. Вы испытываете гордость за любимое чадо, радость, безграничную любовь к нему.

В голове сами собой возникают планы – вот сейчас мы выучим алфавит, научимся складывать слоги, начнём читать книжки и писать…

Идеальная картинка, не правда ли? В неё не вписываются моменты, когда ребёнок капризничает, утомился или приболел. Нет в ней и вашей усталости, форс-мажоров, конфликтов с близкими. Вы всегда спокойны, доброжелательны и эмпатичны по отношению к малышу. Даже если что-то не получилось с первого раза, у вас хватает терпения утешить кроху и подбодрить его, а потом начать сначала с новыми силами.

К сожалению, так получается не всегда. 

Обучение ребёнка – это лишь один из воспитательных процессов. Вы – не приходящая няня, не учитель, не репетитор. Вы – родитель, а значит, кроме задачи научить своё дитя читать, писать, считать, на вас лежит огромная ответственность. В отличие от педагогов, вы взаимодействуете с малышом практически круглосуточно, без выходных и отпусков. Вы заботитесь о том, чтобы он был сыт, умыт, чисто и опрятно одет, здоров – и физически, и эмоционально, жил в уютном доме и ни в чём не нуждался. А всё это само по себе – колоссальный труд. 

Если вы берёте на себя дополнительную обязанность – развивать и обучать чадо, нагрузка возрастает. Требуется дополнительный ресурс: время и силы. И этот ресурс необходимо восполнять, чтобы избежать родительского эмоционального выгорания.

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) появился в середине 70-х годов прошлого столетия. Изначально его применяли к специалистам так называемых «помогающих» профессий: врачам, педагогам, социальным работникам, психологам и всем тем, кто по долгу службы вынужден ежедневно взаимодействовать с людьми, сопереживать, поддерживать. 

Сравнительно недавно заговорили и о родительском выгорании, поскольку общество постепенно осознало, что быть мамой и папой – в современных реалиях самая настоящая работа. 

Синдром эмоционального выгорания – это состояние, которое возникает в ответ на хронический стресс и истощение. На начальных стадиях оно выражается в виде изменений в поведении, а позже появляются и физические симптомы.

Как проявляется эмоциональное выгорание у родителей

На данный момент психологи выделяют 4 стадии СЭВ:

Мобилизация 

Вы полны сил, у вас грандиозные планы. То, что вы делаете, вдохновляет вас и приводит в состояние эйфории, вы полностью погружены в это занятие, у вас будто вырастают крылья. Применимо к воспитанию и обучению это может выражаться в том, что вы всё своё время посвящаете ребёнку, стремитесь сделать больше, чем необходимо. Вы жертвуете своим отдыхом, увлечениями, общением с друзьями. Вы откладываете поход в спортзал или встречу с подругой, вместо того чтобы лечь спать вовремя, несколько часов штудируете статьи про обучающие методики. 

В этот период вы можете испытывать тревогу или трудности с засыпанием.

Выдерживание

Фанатизм и увлечённость на этой стадии проходят. Человек просто исполняет свою работу, потому что «так надо», из чувства долга. Он по-прежнему способен радоваться успехам, но состояние эйфории уже не появляется. Если говорить о процессе обучения, то родители отлично понимают, зачем нужно заниматься с малышом, видят в этом смысл, спокойно воспринимают неудачи, испытывают гордость за достижения, но их всё это больше не вдохновляет. Требования к ребёнку возрастают, он начинает раздражать, но эмоции удаётся сдерживать. 

Вторая стадия может длиться долго, пока маму или папу не выбьет из колеи какое-то негативное событие. 

Невыдерживание

Название говорит само за себя. Человек понимает – у него не осталось больше сил заниматься тем, что ему некогда так нравилось. Он всё чаще ловит себя на мысли: «Я больше не могу». И если работник «помогающей» сферы способен в этот момент уволиться, то родитель от ребёнка не денется никуда – это осознание усугубляет его состояние. Родителю уже не до занятий, не до воспитания, он на нуле и старается как можно меньше времени проводить с собственным чадом, периодически проявляет негативные эмоции – ругается и кричит, требует тишины и ведёт себя крайне холодно. 

Ситуация напоминает замкнутый круг: детям жизненно необходимо наше участие, без него они чувствуют себя покинутыми. Малыш начинает требовать к себе внимания, и чаще всего – капризами и плохим поведением, а родителя это раздражает ещё больше. Он начинает винить в своём состоянии ребёнка и одновременно испытывает злость на самого себя и вину. 

На этой стадии к проблемам со сном добавляются нарушения аппетита – от его отсутствия («забывает», что нужно поесть) до постоянной тяги съесть что-то жирное или сладкое. 

Деформация

Третья стадия, несмотря на свою катастрофичность, – не последняя. Если ситуация не меняется, наступает деформация. Мозг, не выдерживая невыносимого напряжения, включает защитные механизмы. Они приводят к тому, что человеку становится «всё равно». На этом этапе родитель отстраняется от воспитания и обучения полностью, обеспечивая только базовые потребности ребёнка. 

Перенасыщенный гормонами стресса организм не выдерживает – человек начинает болеть. К сожалению, даже на этой стадии не все понимают, что пора обращаться к специалисту.

Как избежать выгорания в родительстве

Как видите, родительское выгорание – явление чрезвычайно коварное. Страдает от него не только сам родитель, но и ребёнок, и остальные члены семьи. А между тем до наступления третьей стадии минимум у ответственных и включённых мам и пап остаётся ощущение мнимого благополучия. Они «справляются», не подозревая, что пора менять ситуацию. 

Но как её изменить? И неужели безобидные занятия азбукой (письмом, счётом) могут привести к таким катастрофическим последствиям? 

Как уже было отмечено выше, обучение – любое, будь то изучение букв, помощь в подготовке домашних заданий школьникам, – это только часть масштабного процесса воспитания, превращения маленького человечка во взрослую самодостаточную личность. Если у вас достаточно ресурса, учёба, да и взаимодействие с ребёнком в целом, будет доставлять вам только радость.

Вот несколько советов, которые помогут вам оставаться включённым и при этом полным сил родителем:

  • Не игнорируйте свои базовые потребности: ешьте вовремя, высыпайтесь, не забывайте употреблять достаточно жидкости. Это, казалось бы, очевидные вещи. Но практика показывает, что, полностью посвящая себя малышу и его нуждам, многие мамы пренебрегают даже ими: вместо полноценных завтрака-обеда-ужина обходятся перекусами и кофе и не помнят, когда в последний раз спали 8 часов подряд.
  • Не растворяйтесь в ребёнке. Каждый день оставляйте час-полтора «для себя»: для спорта, хобби, книг, прогулок на свежем воздухе. Полное погружение в потребности чада – прямой путь к выгоранию. 
  • Просите помощи у близких людей, делите домашние обязанности и уход за малышом с супругом. Если у вас есть друзья с детьми похожего возраста, договоритесь с ними, чтобы ваши ребятишки иногда проводили время вместе под их или вашим присмотром – по очереди. 
  • Исключите из своей жизни перфекционизм – не обязательно каждый день заниматься обучением положенные 20–30 минут, готовить обед из трёх блюд и отмывать до блеска полы. Если на это есть время и силы – отлично! Нет – посвятите время себе. Малышу гораздо полезнее иногда кушать макароны, которые сварила спокойная и добрая мама, чем находиться в идеальных условиях, но ощущать при этом её раздражение. Если оба родителя на нуле, можно устроить «ленивый выходной»: день, когда всем разрешается ничего не делать, заказывать еду с доставкой и, лёжа на диване в пижамах, вместе смотреть любимые мультфильмы.
  • Если не видите прогресса в обучении и это выбивает вас из колеи, постарайтесь найти причину. Все дети разные. У каждого ребёнка свой темп развития: кто-то «схватывает на лету», кто-то «накапливает» информацию без видимых успехов, а потом совершает рывок, а кто-то усваивает всё постепенно – ровно в том темпе, в котором вы ему даёте. 
  • Дитя капризничает и отказывается заниматься? Не настаивайте, отложите занятие на 12 часа. Обучение должно приносить удовольствие и вам, и ему. Настроение детей переменчиво – сейчас малыш сердится или плачет, а через час уже весело хохочет. Перед уроком убедитесь, что ребёнок хорошо себя чувствует, не голоден и выспался – дискомфорт не способствует ни усвоению материала, ни хорошему настроению.
  • Постарайтесь не обращать внимание на мнение окружающих и не гонитесь за вымышленным идеалом. Пожилая соседка делает замечание по поводу внешнего вида или поведения вашего чада? Бабушка указывает на недостатки в воспитании? Подруга хвастается, что её ребёнок в три года уже бегло читал? На самом деле они говорят не о вас и не для вас, а только о себе и для себя, пытаясь повысить собственную самооценку за ваш счёт. Улыбайтесь, кивайте и проходите мимо. 

И главное, не забывайте, что вы – лучшие родители для своего малыша. Вы любите его, и эта любовь поможет преодолеть все трудности и проблемы.